
В конце девятнадцатого века вокруг Обводного канала в Санкт- Петербурге располагались самые бедные кварталы. Там обитал простой люд, трудившийся на заводах и железной дороге. Главным развлечением жителям служили питейные заведения, во множестве открытые на набережной. Решить проблему пьянства в районе вызвалось Общество религиозно-нравственного просвещения в духе православия, созданное в 1881 году по инициативе протоиерея Петра Смирнова. Участники этого объединения ходатайствовали о выделении участка земли рядом с Обводным каналом под строительство храма. Власти удовлетворили просьбу, и в 1894 году возле Варшавского вокзала появилась деревянная церковь Воскресения Христова.
Настоятель новой общины, протоиерей Александр Рождественский, организовал при храме общество трезвости в честь Александра Невского. Священнослужители после богослужений беседовали с прихожанами о вреде алкоголя, читали и обсуждали духовную литературу. Воскресенскую церковь полюбили не только жители окрестных домов, по праздникам сюда приезжали люди со всех концов Санкт-Петербурга. Вскоре скромное деревянное здание уже не вмещало всех богомольцев. Стало понятно, что нужен новый просторный каменный храм. И он был построен в 1908 году при личном участии государя Николая Второго.
К этому времени в Александро-Невском обществе трезвости состояло уже больше семидесяти тысяч человек. Собор Воскресения Христова оставался центром этого братства, но во многих храмах города появились самостоятельные отделения. Участники общества трезвости имели свою типографию, издавали три периодических журнала, книги, брошюры и листовки, призывающие и вдохновляющие вести трезвый образ жизни. Главной святыней сообщества считалась икона Богородицы «Неупиваемая чаша». Перед чудотворным образом в Воскресенском храме регулярно совершались молебны при большом стечении народа. Люди горячо молились об избавлении от пьянства, просили у Божией Матери помощи себе и своим близким.
После революции 1917 года всё изменилось. Александро-Невское братство трезвости упразднили. Воскресенский храм закрыли и разграбили. В его помещении устроили склад и кинотеатр, колокольня стала парашютной вышкой. Жителей окрестных домов страшная действительность вновь заставила искать утешения в алкогольном дурмане.
Но и эта горькая страница истории оказалась перевёрнута. В 1990 году в церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала возобновились богослужения. Здесь вновь сплотилось братство трезвости, в котором люди поддерживают друг друга. И вместе молятся Богородице перед Её иконой «Неупиваемая чаша» о даровании свободы от страстей.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема