В конце девятнадцатого века вокруг Обводного канала в Санкт- Петербурге располагались самые бедные кварталы. Там обитал простой люд, трудившийся на заводах и железной дороге. Главным развлечением жителям служили питейные заведения, во множестве открытые на набережной. Решить проблему пьянства в районе вызвалось Общество религиозно-нравственного просвещения в духе православия, созданное в 1881 году по инициативе протоиерея Петра Смирнова. Участники этого объединения ходатайствовали о выделении участка земли рядом с Обводным каналом под строительство храма. Власти удовлетворили просьбу, и в 1894 году возле Варшавского вокзала появилась деревянная церковь Воскресения Христова.
Настоятель новой общины, протоиерей Александр Рождественский, организовал при храме общество трезвости в честь Александра Невского. Священнослужители после богослужений беседовали с прихожанами о вреде алкоголя, читали и обсуждали духовную литературу. Воскресенскую церковь полюбили не только жители окрестных домов, по праздникам сюда приезжали люди со всех концов Санкт-Петербурга. Вскоре скромное деревянное здание уже не вмещало всех богомольцев. Стало понятно, что нужен новый просторный каменный храм. И он был построен в 1908 году при личном участии государя Николая Второго.
К этому времени в Александро-Невском обществе трезвости состояло уже больше семидесяти тысяч человек. Собор Воскресения Христова оставался центром этого братства, но во многих храмах города появились самостоятельные отделения. Участники общества трезвости имели свою типографию, издавали три периодических журнала, книги, брошюры и листовки, призывающие и вдохновляющие вести трезвый образ жизни. Главной святыней сообщества считалась икона Богородицы «Неупиваемая чаша». Перед чудотворным образом в Воскресенском храме регулярно совершались молебны при большом стечении народа. Люди горячо молились об избавлении от пьянства, просили у Божией Матери помощи себе и своим близким.
После революции 1917 года всё изменилось. Александро-Невское братство трезвости упразднили. Воскресенский храм закрыли и разграбили. В его помещении устроили склад и кинотеатр, колокольня стала парашютной вышкой. Жителей окрестных домов страшная действительность вновь заставила искать утешения в алкогольном дурмане.
Но и эта горькая страница истории оказалась перевёрнута. В 1990 году в церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала возобновились богослужения. Здесь вновь сплотилось братство трезвости, в котором люди поддерживают друг друга. И вместе молятся Богородице перед Её иконой «Неупиваемая чаша» о даровании свободы от страстей.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.