
Сергей Комаров
Мне очень нравится, как Христос задает ученикам вопросы в Евангелии.
Например: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?». И затем: «А вы за кого почитаете Меня?». У Филиппа Господь спрашивает о толпе голодных: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» Такие места особо замечательны, когда Иисус как будто бы спрашивает совета, но на самом деле проверяет, в каком направлении пойдет мысль учеников. Ему это интересно, представьте.
Больному при купальне Вифезда: «Хочешь ли быть здоров?». Прозревшему иудею: «Ты веруешь ли в Сына Божия?»
Иногда Он задает вопрос, и Сам на него отвечает: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего». Порой вопрос Христа звучит риторически, т.е. не предполагает ответа, ибо ответ есть в самом вопросе. Например: «Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?»
Иной раз вопросы Христа кажутся странными. Например, хочет ли быть здоров больной человек. Так и хочется ответить Христу: «ну какой же больной не хочет выздороветь?» Ведь это очевидно! Но вот, Он спрашивает об этом. Бог всегда желает услышать человека. Ему это важно.
Люди тоже вопрошают Христа в Евангелии. Некоторым Он дает понятные ответы. А иногда Христос вообще не отвечает. Вернее, отвечает молчанием. Молчание ведь тоже ответ. «И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал».
Евангелие показывает, что духовная жизнь подразумевает вопрошание Бога, и вопросы от Него. Что значит задавать вопросы Богу, нам понятно. Но как слышать вопросы от Бога?
Конечно же, это не голоса, видения, или пророческие сны. Вопросы от Бога мы получаем через обстоятельства жизни, через поведение людей. Вопросы ставят перед нами болезни и скорби. Фраза из Евангелия, пронзившая сердце. Книга, фильм, картина, или даже музыка.
Какие вопросы задает Бог человеку? О, самые разные!
«В каком состоянии твоя душа? Почему ты не любишь Меня, убегаешь от Меня? Почему ты несчастен? У твоей жизни есть цель? Зачем любишь грех, ведь он мучает тебя? Осознаешь ли, что земная жизнь когда-то закончится и ты встанешь на суд передо Мною?»
А иногда откроешь Евангелие, и какой-то вопрос Господа войдет в тебя, и не отпускает, мучает, становится твоим личным вопросом. «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» — «Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя» — отвечает Петр. А в горле ком, и в глазах слезы. Говорят, Петр всю жизнь по ночам плакал...
А что же я? Господь любит меня, я это точно знаю. А я люблю Его? Отвечать страшно. Сказать «нет» сердце не позволит, а ответишь «да» — совесть проснется и скажет: «Уж я-то знаю, как ты любишь Господа. Себя любишь — и больше никого». Но сердце все равно говорит: люблю Господа... И тоже не лжет.
Непросто читать в Евангелии вопросы Христовы. Непросто отвечать на них. Но Бог желает говорить с нами, спрашивать нас и получать ответы, слышать вопросы от нас и давать ответы нам. Христианство — это богообщение, разговор с Богом через саму жизнь. Чтобы слышать, чувствовать этот диалог, нужно иметь очень чуткое сердце, направленное к Творцу. Об этом хочется просить Бога, когда встречаешь в Евангелии подобные места.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема