
Сергей Комаров
Мне очень нравится, как Христос задает ученикам вопросы в Евангелии.
Например: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?». И затем: «А вы за кого почитаете Меня?». У Филиппа Господь спрашивает о толпе голодных: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?» Такие места особо замечательны, когда Иисус как будто бы спрашивает совета, но на самом деле проверяет, в каком направлении пойдет мысль учеников. Ему это интересно, представьте.
Больному при купальне Вифезда: «Хочешь ли быть здоров?». Прозревшему иудею: «Ты веруешь ли в Сына Божия?»
Иногда Он задает вопрос, и Сам на него отвечает: «Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего». Порой вопрос Христа звучит риторически, т.е. не предполагает ответа, ибо ответ есть в самом вопросе. Например: «Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу?»
Иной раз вопросы Христа кажутся странными. Например, хочет ли быть здоров больной человек. Так и хочется ответить Христу: «ну какой же больной не хочет выздороветь?» Ведь это очевидно! Но вот, Он спрашивает об этом. Бог всегда желает услышать человека. Ему это важно.
Люди тоже вопрошают Христа в Евангелии. Некоторым Он дает понятные ответы. А иногда Христос вообще не отвечает. Вернее, отвечает молчанием. Молчание ведь тоже ответ. «И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал».
Евангелие показывает, что духовная жизнь подразумевает вопрошание Бога, и вопросы от Него. Что значит задавать вопросы Богу, нам понятно. Но как слышать вопросы от Бога?
Конечно же, это не голоса, видения, или пророческие сны. Вопросы от Бога мы получаем через обстоятельства жизни, через поведение людей. Вопросы ставят перед нами болезни и скорби. Фраза из Евангелия, пронзившая сердце. Книга, фильм, картина, или даже музыка.
Какие вопросы задает Бог человеку? О, самые разные!
«В каком состоянии твоя душа? Почему ты не любишь Меня, убегаешь от Меня? Почему ты несчастен? У твоей жизни есть цель? Зачем любишь грех, ведь он мучает тебя? Осознаешь ли, что земная жизнь когда-то закончится и ты встанешь на суд передо Мною?»
А иногда откроешь Евангелие, и какой-то вопрос Господа войдет в тебя, и не отпускает, мучает, становится твоим личным вопросом. «Симоне Ионин, любиши ли Мя?» — «Ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя» — отвечает Петр. А в горле ком, и в глазах слезы. Говорят, Петр всю жизнь по ночам плакал...
А что же я? Господь любит меня, я это точно знаю. А я люблю Его? Отвечать страшно. Сказать «нет» сердце не позволит, а ответишь «да» — совесть проснется и скажет: «Уж я-то знаю, как ты любишь Господа. Себя любишь — и больше никого». Но сердце все равно говорит: люблю Господа... И тоже не лжет.
Непросто читать в Евангелии вопросы Христовы. Непросто отвечать на них. Но Бог желает говорить с нами, спрашивать нас и получать ответы, слышать вопросы от нас и давать ответы нам. Христианство — это богообщение, разговор с Богом через саму жизнь. Чтобы слышать, чувствовать этот диалог, нужно иметь очень чуткое сердце, направленное к Творцу. Об этом хочется просить Бога, когда встречаешь в Евангелии подобные места.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
«Музыка и вера»
В этом выпуске своими светлыми историями о том, как человек пришел к вере благодаря музыке, а также о том, как могут быть связаны музыкальное творчество и духовная жизнь, поделились ведущие Радио ВЕРА Кира Лаврентьева, Константин Мацан, Марина Борисова и наш гость — клирик Никольского храма поселка Володарский Московской области священник Максим Гортинский.
Все выпуски программы Светлые истории
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM