Иногда, когда мы говорим со знакомыми о вере, нам кажется, что наши слова не имеют никакой отдачи.
Уверен, что это не так.
Господь закрывает от нас плоды нашей проповеди для нашего смирения. Но слово о Боге, сказанное нами, совершает свою работу. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется».
Приведу пример из своей катехизаторской практики, как однажды я получил ответ на мои собственные сомнения и на мою проповедь. Был у меня такой период — года полтора я проповедовал в театре. Такую возможность мне предоставила знакомая, театральный режиссер. Я приходил по субботам в театр и, когда актеры отдыхали между репетициями, выходил на сцену. Актеры садились в зал, и я произносил проповедь, которую готовился сказать в воскресенье с амвона.
В нашем храме существовала такая практика, не совсем обычная: по благословению архиерея миряне-пономари проповедовали в храме во время богослужения.
Так вот, в очередной раз я прихожу и произношу проповедь на тему «смысл жизни». В проповеди я использовал фрагмент из лекции профессора богословия Алексея Ильича Осипова: «Допустим, человек копает. Спрашиваем у него: „Зачем копаешь?“ И представьте, если он ответит вам: „Не знаю“. Что за неразумный человек! — подумаем мы. А если говорить не о копании, а о жизни? Ведь многие живут, не зная, зачем. Насколько же жизнь выше копания! И если человек не знает, зачем живет, — какое это неразумие!»
Я произнес проповедь с этой вставкой, мы обсудили ее с актерами. Всё это было довольно интересно: среди актеров встречались неверующие. И с ними строились необычные, несхематичные диалоги. Мы поговорили, я ушел, и на следующий день сказал эту проповедь в храме.
А в театре в воскресенье утром обычно бывает мастер-класс: занятие с людьми с улицы, своего рода театральный кружок, где профессиональные актеры учат начинающих основам сценического искусства. В мастер-классе есть такой «разогрев»: каждый участник должен выйти на сцену и рассказать о самом главном впечатлении прошедшей недели.
И вот, на следующий день после моей проповеди в театре, в воскресенье, случилось следующее. Вышла девушка, встала на то же место, где вчера стоял я, и говорит: «Представьте себе, что человек копает. Подойдите к нему и спросите, зачем он копает...» И далее она один в один рассказывает историю, которую я вчера, стоя на этом же месте, рассказывал этим же людям, актерам.
Они спрашивают: «Откуда ты это взяла?» Она отвечает: «Утром гуляла в парке. Настроение плохое, депрессия. Смотрю — храм. Думаю, дай зайду. Зашла. Вышел какой-то худощавый батюшка и вот это рассказал, про смысл жизни. Мне очень понравилось, и я подумала: действительно, а зачем копаем, друзья? И пришли мысли, что Бог есть, и я ведь крещеная, и мне надо в церковь ходить. Ведь Бог — это радость».
Несколько наводящих вопросов помогли узнать, что храм оказался как раз тот, где я проповедовал утром. А «худощавый батюшка» — это вроде как я.
Режиссер театра позвонила мне, рассказала эту историю. Мы оба находились под впечатлением довольно долго. Господь произвел такой круговорот проповеди в природе: профессор Осипов что-то сказал где-то, я передал в своем храме, мысль услышала какая-то девушка, и информация вернулась ко мне. Удивительно!
Я воспринял это как ответ Божий на свою работу, как некую поддержку.
Действительно, когда мы говорим с людьми о вере, мы не знаем, как это потом сработает, как семя слова Божьего прорастет в этом человеке. От нас — сказать, передать Благую весть в той или иной форме, а от Бога — взрастить это семя. И когда проповедник долго не получает отклика на свою проповедь, это всё хорошо, это правильно. Так нужно для нашего смирения, чтоб мы не гордились.
Есть разделение труда: у нас одна работа, у Бога — другая. От нас — сказать о вере, от слушателя — захотеть верить, от Бога — подарить веру.
Говорите о Господе, христиане!
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.