
Наталия Лангаммер
Однажды, на заре моей церковной жизни, одна из коллег по работе, тоже Наташа, позвала на девичник. Мы собрались. Вроде все, как принято. Шарики, пирожные, женские разговоры. Только у меня почему-то сжималось сердце. Чувствовалось, что для невесты это все — как-то формально, без эмоций, словно, через целофан, через пелену.
Не видела я ни ее радости, ни трепета невесты, ни желания обсуждать будущую свадьбу. Молодожёны были давно вместе. Возможно, поэтому Наташа рассказывала, что согласилась выйти замуж, в основном для того, чтобы надеть платье невесты. «В жизни женщины обязательно должно случиться белое свадебное платье» — говорила она.
Мне так хотелось, чтобы Наташа проснулась, что ли... Начала чувствовать. Ведь это счастье, когда создаётся семья, тебя любят и любишь ты ...
«Наташка, люби! Будь счастлива!» — кричала я ей про себя. Но любовью в моем понимании в той паре не пахло. И я решила помочь им починить ситуацию. Рассказать, как должна рождаться семья. Во Христе.
— Наташа, а венчаться будете?
— Нет — ответила невеста.
И как-то ещё больше съежилась.
— А почему?
— Потому что в православном браке люди просто договариваются быть вместе, чтобы спасаться. И все. Там не может быть любви.
Я опешила.
— Стоп! Как это так? Все совсем наоборот! Ведь именно Бог дает любовь!
— Я не знаю. Далека от всего этого — отрезала подруга.
Других, правильных слов я тогда не нашла... Что-то типа «Бог близко!» говорить было бесполезно человеку, у которого в жизни нет места Господу.
Они поженились. На свадьбе невеста убегала в лес плакать. Прожили вместе недолго. Как будто, подруга так и жила во сне, полу-живая.
А я все продолжала крутить в голове эту парадоксальную ситуацию. Наташа искала любви. Но своим путем, без Бога, конечно, ее не нашла. А Божьи пути ей казались далекими. Совсем недавно, протирая дома иконы, я вдруг придумала ответ! «Наталия! Святая Наталия и Адриан, её супруг — вот живой пример истинной любви!»
Когда они поженились, были влюблены. Когда Адриан уверовал, а Наталия мужественно помогала ему переносить пытки за Христа, их любовь стала силой. Когда любовь во Христе, супруги и Бог — единое целое.
Наталья стала бескровной мученицей. Потому что её сердце было сокрушено вместе с телом мужа. После смерти Адриана Наталия упросила Бога забрать и её.
Вот это — любовь! Не формальная, не через целлофан или пелену! Живая любовь. Любовь пульсирующая, как открытое сердце! И эта «настоящесть» возможна только в свете Бога, в его присутствии, когда Им дышишь! А история этих любящих людей, конечно, тебе близка, дорогая подруга, ведь это — наша святая, Наталия.
Мы уже давно потеряли друг друга с этой Наташей. Поэтому могу только помолиться о ней и обо всех нас: Святая бескровная мученица Наталия, моли Бога о нас, чтобы дал ожить нам всем в настоящей, подлинной любви!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
6 сентября. Об образе русской армии в трудах Александра Михайловского-Данилевского

Сегодня 6 сентября. В этот день в 1790 году родился русский военный историк Александр Михайловский-Данилевский.
Об образе русской армии в его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Иванович Михайловский-Данилевский — блестящий писатель с собственным литературным стилем, военный историк. Он оставил нам одно из самых выразительных, красочных и искренних описаний вступления русской армии-победительницы в Париж. Армии, возглавляемой монархом Александром Благословенным.
До сих пор ходят легенды о том, как русская армия, чинная в победоносном блеске, без малейших посигновений на мародерство, варварство, вошла в Париж, город своей мечты, произведя неотразимое впечатление на тамошних жителей. Не было разбито ни одной витрины. Государь-император призвал армию забыть все зверства, чинимые жестоким неприятелем в России, и явить то великодушие, благородство, которое к лицу воинам-христианам.
Александр Михайловский-Данилевский описывает общий восторг жителей, толпившихся на дорогах, на балконах, теснящих друг друга, лишь бы увидеть монарха России.
Мы благодарны Александру Михайловскому-Данилевскому за эти удивительные страницы, прикоснуться к которым может каждый из наших слушателей, если раскроет для себя этот живописный отчёт о кампании 1812–1814 годов.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 сентября. О пользе и объединяющем факторе чтения

Сегодня 6 сентября. Международный день чтения книг.
О пользе и объединяющем факторе чтения — священник Захарий Савельев.
Книга объединяет разные поколения. Книга объединяет людей с одинаковыми взглядами на жизнь и с одинаковыми предпочтениями в каком-то интеллектуальном пространстве. Но книга объединяет также людей разных взглядов, людей разных культур.
Наверное, самая важная книга, безусловно, для православного человека — это Евангелие, это благая весть. Книга — это тоже собрание разных смыслов, разных историй. В содержании находится дробление по главам, перечень разных отрывков произведения или какой-то исторической книги.
И всё это книга, даже своим внешним образом, объединяет переплетом, который не даёт страницам вырваться из общего контекста, из общего материала. Поэтому даже сам внешний вид книги напоминает нам о единстве разных мнений, о единстве суждений.
Но и самое главное, если мы возьмём самую главную книгу человечества, то есть Святое Евангелие, ведь разные взгляды, разные культуры апостолов. В Новом Завете мы видим, как разные люди с разным характером, с разным образом жизни, с разными привычками, по-своему описывают одного Господа Иисуса Христа, и их объединяет Господь.
Также и добрая книга, которая обязательно будет нести в себе образ Евангелия, христианские корни либо самого произведения, либо автора, который написал это произведение, объединяет разных людей, разные поколения и разные взгляды.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое духовная мудрость и как её приобрести? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Мудрость, о которой говорит апостол Павел, не имеет ничего общего с тем, что мы привыкли называть интеллектом. Мудрость с христианской точки зрения — это не образованность, не эрудиция, не широкий кругозор, это не способность хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать. С другой стороны, это и не житейская смекалка, и не практический опыт жизни. Поэтому и говорит апостол, что Евангелие предлагает «мудрость не века сего и не властей века сего преходящих». То есть это не те виды знания, которые помогают человеку пробиться вперёд, оказаться, скажем так, наверху пищевой цепочки, занять достойное место в социуме.
Мудрость, которую проповедует Павел, а вместе с ним и вся христианская традиция, — это Божественная премудрость. Для большинства людей она остаётся тайной и сокровенной. То есть скрытой. И это несмотря на то, что от самого создания мира, то есть по изначальному замыслу Бога, она предназначается для каждого человека. Каждый из нас должен её получить. О какой же мудрости идёт речь? Речь идёт о той благодати и полноте богообщения, которую мы получаем через веру в Иисуса Христа. Поэтому и говорит Павел, «если бы познали эту мудрость, то не распяли бы Господа славы». Поэтому и в христианской традиции Спаситель нередко называется Софией, что в переводе и означает Премудрость.
Чтобы ощутить в себе действие этой мудрости, недостаточно просто принять Крещение. Это всего лишь первый шаг. После него необходимо приучать себя к церковной жизни. Это целый комплекс практик, который каждый уверовавший призван внедрять в свою жизнь. С одной стороны, это жизнь богослужебная. То есть регулярное участие в таинствах Церкви. Но это ещё не всё. Также это стремление во всех своих делах искать волю Божию и служить ради Христа окружающим нас людям. В домашнем быту, на работе, на улице, одним словом, везде, во всякой повседневной, обыденной ситуации. И, наконец, это та работа, которую отцы Церкви называют душевным деланием. Это усердная работа над собственным внутренним миром.
Большое внимание этой практике уделяла монашеская традиция. Но это не означает, что подобная работа только для монахов. Монахи лишь описали этот путь. Но он жизненно необходим для всякого человека. Всякий должен нащупать в своей душе тот орган, который Писание называет «сердце». Это центр наших внутренних переживаний. Всякий должен приучить себя внимательно наблюдать за тем, какие мысли проникают в этот центр, какие чувства они рождают, какие под их влиянием мы совершаем поступки и произносим слова. Всякий должен научиться держать этот центр в чистоте от интеллектуального и эмоционального мусора, и вообще от любого постороннего шума. Всякий должен воспитывать в себе навык допускать в это средоточие лишь слова молитвы к Богу. Наконец, всякому следует уметь услышать тот ответ, который звучит в этой внутренней тишине.
Формирование этих навыков не вопрос внешнего благочестия. Это вопрос элементарной духовной гигиены. А для многих из нас вопрос качества жизни. Не приучим себя к этому, нас будет мотать из стороны в сторону вплоть до того, что в какой-то момент наше существование станет невыносимым. Приучим — и тогда не только найдём опору в Боге, но и на опыте познаем смысл слов апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов