
Фото: Piqsels
Семья американского священника Мильтона Райта, часто переезжала с места на место. По роду своей деятельности, пастор Райт и его жена Сьюзан исколесили почти все западные штаты. В Индиане, в апреле 1867-го, у супругов родился сын Уилбер. Спустя 4 года, когда семейство Райт перебралось в штат Огайо, на свет появился ещё один мальчик — О́рвилл. Обоим суждено было прославиться на весь мир. Ведь именно братья Райт, Уилбер и Орвилл, стали конструкторами первого в мире самолёта. И совершили на нём первый в истории воздухоплавания управляемый полёт. Без всякого преувеличения грандиозное техническое достижение братья приписывали не только собственной смекалке и трудолюбию. Они не раз говорили, что должны благодарить свою семью. «Нам посчастливилось вырасти в домашней обстановке, где поощрялись наши интересы и занятия», — вспоминали братья Райт.
Склонность к изобретательству они унаследовали от родителей. И сам пастор Райт, и его жена, живо интересовались механикой. В домашней библиотеке было немало книг по физике и математике. Мильтон однажды сконструировал пишущую машинку, на которой впоследствии печатал свои проповеди. А миссис Сьюзан Райт смастерила для детей санки, управляемые рулём. Все игрушки Уилбера и Орвилла были делом её рук. И лишь однажды в доме появилась покупная. Отец, возвращаясь домой после службы в церкви, решил побаловать мальчиков каким-нибудь подарком. В магазине его внимание привлекла необычная заводная игрушка, похожая на летучую мышь. Несколько поворотов ключа — и она взмывала под потолок! Братья были в восторге. Они запускали игрушку снова и снова. Пока, наконец, не сломали. Но горе длилось недолго. Внимательно рассмотрев детали, мальчишки из подручных материалов самостоятельно сконструировали новую. И она работала! Впоследствии братья Райт признавались, что без этого подарка отца, возможно, не было бы их самого главного изобретения — аэроплана. Как и без их крепкой братской дружбы и привязанности.
Товарищей среди сверстников у мальчиков почти не было. Братья предпочитали проводить время друг с другом. Вместе играли и трудились. Делились друг с другом мыслями и идеями. Часто эти разговоры продолжались далеко за полночь, и прекращались только после вмешательства матери. Мальчики помогали миссис Райт по хозяйству. Кололи дрова, носили воду из колодца, мыли посуду и даже готовили. В 1892-м году они своими руками, без посторонней помощи, пристроили к дому веранду, где семья часто потом собиралась за чаем. Свободное время братья проводили на природе. Убегали в лес или на реку, разводили костер, пекли картошку, удили рыбу.
Неожиданная слава пришла к братьям Райт, когда им было уже за двадцать. В моду вошли велосипеды. Но Райтам они были не по карману. И в 1903-м они смастерили собственную модель — тандем с двумя сиденьями. Изобретение неожиданно принесло братьям заработок. Люди стали приходить к ним с просьбой починить двухколёсных коней. Так Уилбер и Орвилл открыли велосипедную мастерскую. Именно там спустя несколько месяцев они создали и первый в мире управляемый самолёт. Мотор для него братья тоже собрали сами.
В историю авиации вошли не только первые триумфальные испытания братьев Райт. Но и их семейные полёты. В мае 1910-го года Орвилл управлял самолётом, в кабине которого в качестве пассажира находился его 82-летний отец. В другой раз пассажиром стал Уилбер. Это был единственный раз, когда братья летали вдвоём. После этого они дали обещание не садиться в самолёт вместе — родители боялись в случае трагедии, потерять сразу обоих сыновей.
Всю жизнь братья были рядом. Несмотря на богатство и известность, которую они обрели, вели очень скромный образ жизни. С утра до вечера работали, перед сном читали друг другу вслух. В выходные гуляли, занимались спортом. Уилбер Райт скончался в 1912-м. Орвилл надолго пережил брата. Свой последний полёт на одном из новейших и быстрых самолётов «Компании Райт» — их общего с Орвиллом детища — он совершил в апреле 1944-го. И посвятил этот полёт дорогому брату.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема