
Рассеянный склероз называют болезнью молодых. Теперь я знаю, что это болезнь сильных. Ведь Господь не посылает испытаний выше наших возможностей. Значит, те, с кем мне недавно довелось познакомиться поближе, по-настоящему сильные духом люди.
Этой осенью мы с мужем присоединились к паломничеству в Санкт-Петербург группой верующих, страдающих рассеянным склерозом. В качестве волонтёров, потому что многие участники поездки нуждались в помощи. Но сразу скажу, что в этой удивительной группе практически каждый проявил себя как волонтёр. Необыкновенную взаимопомощь и поддержку мы видели все дни паломничества. Тот, кто передвигается с одной палочкой, подстраховывал тех, кто ходит с двумя, скандинавскими. Те, кто перемещается самостоятельно, торопились достать из автобуса ходунки и коляски своим менее мобильным друзьям.
Мы с супругом с самого начала старались не оставлять без внимания девушку Алину, которой каждый из самостоятельных шагов давался с огромным усилием. А эти шаги приходилось делать, выходя из автобуса и возвращаясь в него. Несколько ступенек вниз и вверх она преодолевала практически за счёт силы своих рук. И наших — мы просто переставляли её ноги. По городу и по храмам возили Алину на инвалидной коляске.
Программу паломничества составили насыщенной. В планах первого дня стояло посещение Иоанновского монастыря на Карповке. Но по непонятным причинам нашему гиду Виктории никак не удавалось дозвониться до обители и подтвердить, что мы к ним едем. Побывав в Вырице у преподобного Серафима и на Смоленском кладбище у блаженной Ксении, подъехали на Карповку без звонка.
Короткий осенний день закончился, и уже стемнело. Здание монастыря подсвечивалось фонарями. Но оказалось, что только снаружи. О чём нам сообщила сходившая на разведку Виктория:
— В монастыре авария. Электричества нет. Поэтому и на городской телефон не отвечали. Паломников не принимают...
Какие слова нашёл сопровождавший группу батюшка Михаил, который отправился к игумении, не могу сказать. Но для инвалидов, проделавших нелёгкий путь из одной столицы в другую и желавших поклониться мощам праведного Иоанна Кронштадтского, сделали исключение. Группу пустили в обесточенный монастырь.
Весь путь от входа и до самых мощей святого сёстры монастыря нам освещали свечами. Ни о каких записках речи не могло и быть. Лишь бы спуститься в усыпальницу.
— Алина, пойдёшь?
— Да, — ответ был коротким и решительным.
Идя рядом с моей подопечной и поддерживая её, я, конечно, не думала о том, в чём её сила — в этих тоненьких женских руках или широкой душе, вместившей такую любовь к Богу и его святым. Я только ждала конца ступенек, где уже стояла коляска, спущенная мужчинами.
Слава Богу, не первый раз мне довелось приложиться к мощам праведного Иоанна Кронштадтского. Но, думаю, так горячо я еще не молилась. Хотя мы находились в усыпальнице всего несколько минут...
И снова лестница. Вверх. Как Алина смогла её преодолеть! Наверное, по молитвам святого. Подтягиваясь на руках и при нашей помощи переставляя ноги по ступеням. Напрягая все физические и духовные силы. Опустившись в коляску, наша маленькая героиня разрыдалась.
— Алиночка, милая, тебе больно?
— Нет... Это... от эмоций...
Я уткнулась в её плечо и тоже заплакала. От пережитого напряжения. И от счастья. От благодарности к Богу, который дал мне увидеть силу, совершающуюся в немощи.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 27. Богослужебные чтения

Вера в Бога предполагает не только радость, но и верность имеющимся принципам. Не зря апостол Павел пишет, что признаком истинного служителя Божия является терпение. Не мягкотелость, а именно стойкость, умение переносить вызовы жизни. Таким терпением, безусловно, обладал царь и пророк Давид. Об этом мы можем судить на основании псалма 27-го, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 27.
Псалом Давида.
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!
Жизнь царя и пророка Давида редко когда была спокойной. Сначала его преследовал безумный правитель Саул. Потом на Давида поднял руку его собственный сын — Авессалом. Последний находился в убеждении, что делает правое дело, защищает справедливость. А ещё некоторые предательски настроенные подданные убедили Авессалома в том, что он станет правителем лучшим, чем его отец. Вспыхнуло восстание. Давид, не желая устраивать гражданскую войну, скрылся, начал скитаться, прячась от собственного сына. Конечно, царю было очень тяжело. Он молится Богу: «К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу».
Поддавшись чувствам, Давид вполне по-ветхозаветному сначала просит Господа об отмщении: «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими». Не в этом псалме, правда, а в иных, написанных в тот же период, царь оговаривается и просит Бога вразумить противников, но не лишать их жизни. Что совершенно понятно. Кто захочет гибели собственного ребёнка? Даже если ребёнок встал на путь зла.
Продолжая свою молитву, пророк ясно говорит, что единственной его опорой в жизни является Господь Бог. Только Он способен защитить от зла. Только Он может показать всё бессилие лжи, даже если она коварно прикрывается рассуждениями о мире и справедливости. Бог всё тайное обязательно сделает явным. Давид проникновенно пишет: «Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею».
Просьбы, которые Давид обращает к Господу, не стоит воспринимать как проявление исключительно его личного желания сохранить жизнь. Давид рассматривает собственное бытие сквозь призму судьбы народа, над которым Бог поставил его царствовать. Царствовать не в смысле беспечно пользоваться благами власти, а служить счастью людей, заботиться об их нуждах. И Давид понимает, что только опираясь на правду Божию, он способен исполнить возложенную на него миссию. Иначе царь точно не справится. Ведь искушение властью велико. Ему поддался Авессалом, решивший стать узурпатором. Давид же взывает к Богу и искренне просит Его о помощи, поддержке: «Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!»
Молитвы Давида были услышаны. Бунт Авессалома завершился провалом. Сам же неразумный царевич погиб, потому что до конца решил служить своей гордости. Давид очень горевал по поводу смерти сына, но мы сами — распорядители своей судьбы. Будем помнить об этом, и ни в коем случае не станем отступать от правды Божией.
Псалом 27. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 27. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 27. На струнах Псалтири
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь - крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь - крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема