
Если вам посчастливится оказаться в Александро-Невском Ново-Тихвинском монастыре города Екатеринбурга, то недалеко от входа в обитель вы обязательно увидите красивую белокаменную стелу с изображением четырёх фигур в военной форме. Это памятник приближённым последнего русского императора Николая II, которые остались верными государю до самого трагического конца. Одна из фигур — статный мужчина с бородой, орденами на груди и Евангелием в руках. Это генерал-адъютант царя, дипломат и разведчик Илья Леонидович Татищев. В 1918-м он добровольно последовал за Царской семьей в тобольскую ссылку. А в июне того же года, за месяц до гибели царственных мучеников, был расстрелян большевиками. В Ново-Тихвинской обители свято чтут память об этом благородном человеке. В издательстве монастыря вышла книга, посвящённая его жизни и подвигу. Она называется «Генерал, разведчик, мученик. Жизнеописание генерал-адъютанта Ильи Татищева, сохранившего верность царской семье».
Открываешь книгу — и словно попадаешь в музей. Буквально на каждой странице — фотографии. Портреты, документы, письма, самые разные культурные артефакты эпохи. Практически всё, о чём в книге идёт речь, читатели смогут увидеть своими глазами, не выпуская увесистый томик из рук. Жизнеописание генерал-адъютанта Ильи Татищева «Генерал разведчик, мученик» — это глубокое биографическое, историческое и культурологическое исследование. Оно составлено на основе документов из отечественных и зарубежных архивов, в том числе — частных. Многие из них, включая фотографии, публикуются впервые. В работе составителям помогали учёные, духовенство, потомки людей из ближайшего окружения Татищева. Все они проделали большой труд, чтобы мы могли с разных сторон рассмотреть удивительную личность царского генерал-адъютанта.
Его история пройдёт перед нашими глазами от самых истоков — древних предков, и до последнего мгновения жизни, которую Татищев отдал за Царя и Отечество. Мы увидим Татищева воспитанником пажеского корпуса, офицером для особых поручений у принца Ольденбурсгкого, представителем Русского Императора при дворе немецкого кайзера Вильгельма. Словом, как в названии книги: генералом, разведчиком, мучеником... И православным христианином. Вера Ильи Леонидовича была поистине несгибаемой. Он никогда не расставался с маленьким Евангелием. «Эта книжечка дороже всех книг в мире», — говорил генерал своему сослуживцу, офицеру Александру Карамзину, которому советовал «стараться делать всё, что возможно, по Евангелию». В своих мемуарах Карамзин называл Татищева святым человеком. Яркие, живые воспоминания этого офицера мы найдём на страницах книги.
Впрочем, святым человеком считали Татищева не только близкие. В 1981 году в лике новомученика его прославила Русская Православная Церковь Заграницей. Основанием для канонизации стала жизнь генерала по заповедям Христа и его последний подвиг — добровольная ссылка вместе с Государем. Когда Татищеву передали желание Николая Второго видеть его рядом с собой в Тобольске, он вполне мог отказаться, как это сделали до него несколько человек. Но Илья Леонидович, прекрасно зная, что идёт навстречу скорбям, согласился. Подробности этих событий, и много ярких эпизодов из жизни императорского генерал-адъютанта Ильи Татищева мы узнаем, прочитав книгу «Генерал, разведчик, мученик».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема