
Еф., 223 зач., III, 8-21.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Статус. Вот как называется причина того, почему люди отказываются от хорошей работы, которая, по их представлению, не соответствует их уровню. Смиренное переосмысление своего статуса, честный взгляд на самого себя, наоборот, помогает открыть новые и удивительные перспективы. Во всяком случае, так произошло с апостолом Павлом. Об этом он сам пишет в третьей главе послания к Эфесянам. Отрывок из этой главы читается сегодня во время утреннего богослужения.
Глава 3.
8 Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово
9 и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,
10 дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,
11 по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,
12 в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.
13 Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.
14 Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа,
15 от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле,
16 да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,
17 верою вселиться Христу в сердца ваши,
18 чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,
19 и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.
20 А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,
21 Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.
Апостол Павел называет себя меньшим из святых. Не просто младшим из апостолов, а самым последним из членов Иерусалимской Церкви. Младшему, как известно, достаётся самая трудная и непопулярная работа. В случае с апостолом Павлом — проповедь язычникам. Для многих христиан, происходивших из числа правоверных иудеев, казалось жесточайшим наказанием общаться с язычниками и адресовать слово проповеди людям, ещё буквально вчера бывших недругами.
Неблагодарное и одновременно мучительное дело миссии среди язычников взял на себя апостол Павел. Он прекрасно понимал, что эта жертва станет достойной ценой, которую он уплатит за грех преследования Церкви. Впоследствии апостол терпеливо, кропотливо разъяснял многим и многим идолопоклонникам, какое это счастье верить во Христа Спасителя, произошедшего от еврейского народа, но даровавшего спасение всему человечеству.
Кому-то может показаться, что представленные рассуждения не более, чем анализ какой-то архаики. Но нет. Современные православные христиане подчас чем-то напоминают своих предшественников из самого начала первого тысячелетия. И нам тоже очень приятно находиться в уютном кругу единомышленников и единоверцев, не слишком беспокоясь за судьбу тех, кто Христа пока не узнал. Встречается даже мнение, что человек сам должен преодолеть трудности, связанные с церковными языком, этикетом, вероучительной и обрядовой сторонами жизни.
Как же эта логика далека от той, которой руководствовался апостол Павел, говоривший — «я был всем для всех, чтобы приобрести хотя бы немногих». Павел постоянно искал новые способы достучаться до чуждых христианству людей, учил новые для себя языки, задействовал свежие педагогические приёмы. И самое главное, был далёк от самодовольного спокойствия. В жизни апостола на практике сбылось то, о чём говорил Христос. Что Царство Небесное похоже на семя, на дрожжи. И то, и другое, чтобы принести результат, изменить среду вокруг себя, призваны раскрыться и умереть.
Конечно, среди нас очень мало тех, кто сравним с апостолом Павлом в его таланте проповедника. Но принципы, которыми руководствовался он, и для нас должны иметь значение. Православная Церковь не может и не должна превращаться в клуб с особой униформой и меню. А также замыкаться исключительно на себе, с презрением относясь к внешним. Подобное стало бы просто предательством и дела Спасителя, и трудов Его учеников-апостолов. Всё вышесказанное не означает, что подобно радикальным обновленцам нужно отказаться от традиций Церкви. Речь о том, чтобы соблюсти золотую середину. А именно: заботясь о сохранении церковного предания, не менее усердно заботиться о том, чтобы оно стало понятным и дорогим тем, кто пока ещё не почувствовал всю красоту Евангелия Христа Спасителя! Достичь этого результата можно, повторюсь, следуя педагогическому примеру апостола Павла, ставшему эталоном того, как можно творчески подходить к делу Христианской миссии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Деяния святых апостолов

Деян., 50 зач., XXVII, 1-44.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии есть истории про чудесный улов рыбы: это происходило тогда, когда апостолы действовали по указаниям Христа, при этом стоит помнить, что апостолы были профессиональными потомственными рыбаками, Христос же по Своему земному ремеслу никого отношения к рыбной ловле не имел, Он был плотником. Нечто подобное мы можем наблюдать и в первохристианскую эпоху: ученики Христовы, научаемые Богом, оказывались дальновиднее профессионалов. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит 27-я глава книги Деяний святых апостолов. Эта глава содержит рассказ о чудесном спасении апостола Павла и его спутников во время морской бури.
Глава 27.
1 Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию.
2 Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники.
3 На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием.
4 Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров,
5 и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские.
6 Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него.
7 Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне.
8 Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея.
9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал,
10 говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни.
11 Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла.
12 А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать.
13 Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились, и поплыли поблизости Крита.
14 Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон.
15 Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам.
16 И, набежав на один островок, называемый Клавдой, мы едва могли удержать лодку.
17 Подняв ее, стали употреблять пособия и обвязывать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образом носились.
18 На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать груз,
19 а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи.
20 Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению.
21 И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда.
22 Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль.
23 Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь
24 и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою».
25 Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано.
26 Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров.
27 В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле,
28 и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен.
29 Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, и ожидали дня.
30 Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа,
31 Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись.
32 Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала.
33 Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего.
34 Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы.
35 Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть.
36 Тогда все ободрились и также приняли пищу.
37 Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ.
38 Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море.
39 Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем.
40 И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу.
41 Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн.
42 Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал.
43 Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю,
44 прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю.
В этой довольно пространной истории мы видим то же, что и в Евангелии: человек, не являющийся специалистом, даёт советы профессионалам, и его советы оказываются верными, более того, они помогают спасти жизни людей. Апостол Павел, предостерегая против продолжения пути ничего не сказал об источнике своего знания, его слова звучали так: «Мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни» (Деян. 27:10). Однако мы понимаем, что видение Павла было прозрением от Бога, а потому и слова Павла — это не столько его собственные слова, сколько слова Того, Кто имеет власть над всем творением. Как мы только что услышали, моряки не поверили апостолу и продолжили путь. В конечном же итоге всё случилось так, как о том предвозвещал святой апостол.
Эта история может быть нам интересна вот по какой причине: Бог неизменен, значит, неизменна и Его способность открывать людям ту информацию, которую Он сочтёт нужным открыть. Однако воспринять эту информацию могут далеко не все, у большинства попросту нет необходимого навыка, ведь для такого уровня общения с Богом нужно, как минимум, научиться усердной нерассеянной молитве. Любой, кто стремится к такой молитве, знает, насколько непросто её обрести, обучению такой молитве можно посвятить всю жизнь.
Впрочем, не стоит забывать, что есть среди нас и те люди, которые умеют так молиться. Их совсем немного, о них мало кто знает, но они есть, и они способны поступать подобно апостолу Павлу — открывать людям то, что бывает известно лишь Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Бесплатная подготовка к ЕГЭ и поступлению в ВУЗы от фонда «Путёвка в жизнь»

Московский фонд «Путёвка в жизнь» бесплатно помогает школьникам из регионов подготовиться к экзаменам и поступить в ВУЗы на бюджет. Фонд поддерживает целеустремлённых ребят, которым нравится учиться, и чьи семьи не могут оплатить подготовку к ЕГЭ и вступительным экзаменам.
Наташа росла в маленьком селе в Курганской области. С детства она проявляла особое стремление к обучению, но возможностей для развития её способностей в местной школе не было. Поэтому семья приняла решение отправить Наташу учиться в лицей-интернат для одарённых детей. Там девушка увлеклась математикой, биологией и географией. В 2022 году в интернете Наташа узнала о благотворительной программе «Поддержи таланты», которая предлагала помощь в подготовке к экзаменам. Девушка прошла конкурсный отбор и приступила к занятиям. Фонд «Путёвка в жизнь» предоставил ей ноутбук и доступ к обучению в лучших онлайн-школах страны. Благодаря такой поддержке Наташа успешно окончила лицей и поступила на факультет геодезии в Уральский федеральный университет в Екатеринбурге.
На первом курсе она, как и все выпускники программы «Поддержи таланты», получала стипендию от Фонда. Сейчас Наташа перешла уже на 3-й курс. Она успешно совмещает учёбу с работой по специальности и даже копит деньги на курсы вождения.
Программа «Поддержи таланты» — это реальная помощь ребятам из сёл и малых городов, у которых есть способности и желание учиться, но не хватает для этого ресурсов. До 30 июня фонд «Путёвка в жизнь» принимает новые заявки на участие в программе от выпускников 9-х и 10-х классов. Узнайте больше обо всех возможностях на сайте фонда «Путёвка в жизнь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Общество и человек в романе «Евгений Онегин». Протоиерей Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о природе уныния и о влиянии общества на человека на примере образов романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни, творчеству и духовному пути А.С. Пушкина.
Первая беседа с экскурсоводом первой категории Государственного музея Александра Сергеевича Пушкина в Москве Анной Исаевой была посвящена детству и юности поэта; (эфир 02.06.2025)
Вторая беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена ссылкам А.С. Пушкина; (эфир 03.06.2025)
Третья беседа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена последним годам жизни А.С. Пушкина. (эфир 04.06.2025)
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер