Иак., 50 зач., I, 1-18.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Есть в христианском лексиконе слово, которое по причине частого своего употребления обрело чрезвычайно размытые черты. Это слово — «искушение». Чаще же всего современные православные христиане используют это слово для обозначения какого-то неблагоприятного стечения обстоятельств, ну а так как обстоятельства нередко бывают таковыми, то и об искушениях можно услышать довольно часто. Однако нам всё же стоит быть с этим словом аккуратнее и пользоваться им, исходя из его первоначального смысла. О том, каков этот смысл, мы можем узнать из 1-й главы Соборного послания апостола Иакова. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, радоваться.
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся ему.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.
12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
В этом отрывке апостольского послания мы можем неоднократно услышать всё то же слово — «искушение». Апостол Иаков призывал относиться к искушениям с радостью и видеть в них испытание, которое даёт возможность стяжать терпение и укрепиться в вере, вместе с этим апостол констатировал, что искушения — это не что-то внешнее по отношению к человеку, и уж, конечно, это не какое-то неблагоприятное стечение обстоятельств. Особым образом апостол подчеркнул, что за искушениями не может стоять Бог, «потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13). За тем, что мы называем искушениями, по мнению апостола, стоит наша собственная похоть, которая и обнаруживается при любом удобном случае. Слова апостола Иакова очень легко подтвердить простыми практическими примерами: так, человек, не склонный к злоупотреблению алкоголем, не может искуситься видом, скажем, пивной бутылки, ну а тот, кто не стяжал страсть табакокурения, останется совершенно равнодушным в табачной лавке. Этот принцип работает абсолютно со всеми страстями и пороками, и если нам кажется, что какая-то ситуация, какое-то место или какие-то люди вводят нас во искушение, то стоит обратить внимание на самих себя и попытаться диагностировать ту внутреннюю немощь, которая служит причиной искушений, ну а затем направить силы на её искоренение.
Впрочем, здесь не может не возникнуть вопрос соотношения слов Господней молитвы и мыслей апостола Иакова. Всем известно, что Спаситель нам оставил всего лишь одну молитву, и в ней есть слова об искушениях: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13). То есть мы, обращаясь к Богу-Отцу, просим, чтобы Он не ввёл нас во искушение. Но как же быть со словами апостола Иакова о том, что Бог «Сам не искушает никого»? Давайте попытаемся разобраться.
Вполне естественно, что на это кажущееся противоречие обращали внимание почитаемые Церковью толкователи Священного Писания, и они оставили нам массу размышлений, которые с лёгкостью устраняют возникающие вопросы.
Суть этих размышлений состоит в том, что необходимо строго разграничивать между собой два смысла понятия «искушение». Первый из них подразумевает некоторое испытание, такое, какому подвергался, к примеру, праотец Авраам, это испытание исходило напрямую от Бога и имело своей целью духовное совершенство Авраама, и даже если бы праотец не смог выдержать посылаемого ему испытания, то он бы не согрешил. Так, если бы он отказался приносить в жертву Исаака, то в этом не было бы того греха, за которым следовала бы неизбежная кара, Авраам попросту бы остался на прежнем уровне своей духовной жизни, и об этом невозможно говорить в категориях греха. Но есть искушения иного рода, те, которые толкают человека к совершению греха, и эти искушения, за редчайшими исключениями, происходят от нашей же похоти. Впрочем, их источником может быть и диавол, именно так и было с Адамом и Евой, которые ещё не знали ни о какой похоти и не имели унаследованного от прародителей тяготения к греху.
Впрочем, остаётся вопрос относительно молитвы Господней, ведь в ней мы свидетельствуем, что Бог способен искушать, и вместе с этим мы просим Его этого не делать. Да, Бог может испытывать, но уверены ли мы в себе настолько, что можем сказать о своей способности выдержать испытания Бога? Вряд ли хорошо знающий себя самого человека обладает такой уверенностью, потому то мы и просим Бога дать нам лишь те испытания, к которым мы готовы, которые мы сможем пройти, и взойти через это на новую для себя духовную высоту.
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.