
Иак., 50 зач., I, 1-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Есть в христианском лексиконе слово, которое по причине частого своего употребления обрело чрезвычайно размытые черты. Это слово — «искушение». Чаще же всего современные православные христиане используют это слово для обозначения какого-то неблагоприятного стечения обстоятельств, ну а так как обстоятельства нередко бывают таковыми, то и об искушениях можно услышать довольно часто. Однако нам всё же стоит быть с этим словом аккуратнее и пользоваться им, исходя из его первоначального смысла. О том, каков этот смысл, мы можем узнать из 1-й главы Соборного послания апостола Иакова. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 1.
1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, радоваться.
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, и дастся ему.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
8 Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих.
9 Да хвалится брат униженный высотою своею,
10 а богатый — унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве.
11 Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих.
12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его.
13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,
14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;
15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.
16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные.
17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.
18 Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий.
В этом отрывке апостольского послания мы можем неоднократно услышать всё то же слово — «искушение». Апостол Иаков призывал относиться к искушениям с радостью и видеть в них испытание, которое даёт возможность стяжать терпение и укрепиться в вере, вместе с этим апостол констатировал, что искушения — это не что-то внешнее по отношению к человеку, и уж, конечно, это не какое-то неблагоприятное стечение обстоятельств. Особым образом апостол подчеркнул, что за искушениями не может стоять Бог, «потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13). За тем, что мы называем искушениями, по мнению апостола, стоит наша собственная похоть, которая и обнаруживается при любом удобном случае. Слова апостола Иакова очень легко подтвердить простыми практическими примерами: так, человек, не склонный к злоупотреблению алкоголем, не может искуситься видом, скажем, пивной бутылки, ну а тот, кто не стяжал страсть табакокурения, останется совершенно равнодушным в табачной лавке. Этот принцип работает абсолютно со всеми страстями и пороками, и если нам кажется, что какая-то ситуация, какое-то место или какие-то люди вводят нас во искушение, то стоит обратить внимание на самих себя и попытаться диагностировать ту внутреннюю немощь, которая служит причиной искушений, ну а затем направить силы на её искоренение.
Впрочем, здесь не может не возникнуть вопрос соотношения слов Господней молитвы и мыслей апостола Иакова. Всем известно, что Спаситель нам оставил всего лишь одну молитву, и в ней есть слова об искушениях: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13). То есть мы, обращаясь к Богу-Отцу, просим, чтобы Он не ввёл нас во искушение. Но как же быть со словами апостола Иакова о том, что Бог «Сам не искушает никого»? Давайте попытаемся разобраться.
Вполне естественно, что на это кажущееся противоречие обращали внимание почитаемые Церковью толкователи Священного Писания, и они оставили нам массу размышлений, которые с лёгкостью устраняют возникающие вопросы.
Суть этих размышлений состоит в том, что необходимо строго разграничивать между собой два смысла понятия «искушение». Первый из них подразумевает некоторое испытание, такое, какому подвергался, к примеру, праотец Авраам, это испытание исходило напрямую от Бога и имело своей целью духовное совершенство Авраама, и даже если бы праотец не смог выдержать посылаемого ему испытания, то он бы не согрешил. Так, если бы он отказался приносить в жертву Исаака, то в этом не было бы того греха, за которым следовала бы неизбежная кара, Авраам попросту бы остался на прежнем уровне своей духовной жизни, и об этом невозможно говорить в категориях греха. Но есть искушения иного рода, те, которые толкают человека к совершению греха, и эти искушения, за редчайшими исключениями, происходят от нашей же похоти. Впрочем, их источником может быть и диавол, именно так и было с Адамом и Евой, которые ещё не знали ни о какой похоти и не имели унаследованного от прародителей тяготения к греху.
Впрочем, остаётся вопрос относительно молитвы Господней, ведь в ней мы свидетельствуем, что Бог способен искушать, и вместе с этим мы просим Его этого не делать. Да, Бог может испытывать, но уверены ли мы в себе настолько, что можем сказать о своей способности выдержать испытания Бога? Вряд ли хорошо знающий себя самого человека обладает такой уверенностью, потому то мы и просим Бога дать нам лишь те испытания, к которым мы готовы, которые мы сможем пройти, и взойти через это на новую для себя духовную высоту.
Псалом 96. Богослужебные чтения

Вы хорошо помните состояние природы, когда после сильной грозы — с тёмными, непроницаемыми облаками, раскатами грома и полыхающими молниями — наступает затишье, небо проясняется и наконец-то пробивается ослепительный луч солнечного света?
96-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, в основе своей драматургии имеет именно этот образ грозы. Давайте послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Псалом, который мы только что слышали, удивителен своим диапазоном, своим поистине невероятным размахом. Он начинается с образов не знающего пощады огня, гор, которые, словно воск, тают и расплываются, молнии сверкают, земля дрожит, идолы падают ниц — и в итоге приходит к самой настоящей камерности, домашнему очагу и уюту — тёплому, светлому, доброму и вдохновляющему. И весь этот диапазон держится на одном: правде Божией. Она являет себя и в грозных явлениях — и в тишине семейного уюта.
Великий греческий мыслитель Платон говорил о космосе как о «живом организме» — буквально ζῷον ἓν ὁρατόν — «одно‑единственное видимое живое». Однако псалмопевец смотрит ещё глубже: этот «организм» не только «живёт», но ещё и «поёт» — поёт славу своему Творцу и Создателю. В этом смысле Космос — икона (εἰκὼν) невидимого Бога: как икона делает невидимое зримым, так и сотворённый мир проповедует умопостигаемого Творца. Быть может, мы не всегда и не во всём способны услышать эту мелодию бытия — но чем ближе человек оказывается к чистоте и святости, тем лучше он начинает распознавать отзвуки Божественной гармонии повсюду: и в грозе, и в снегопаде, и в летнем зное, и ураганном ветре — и ровно точно так же в самой простой обыденности будней. В определённом смысле этот искренний, глубинный восторг перед бытием лучше всего показывают маленькие дети — когда они растут в любящей полноценной семье: для них каждый новый день — праздник, перед ними — безграничный горизонт новых событий и открытий, они не пытаются, в отличие от нас, взрослых, «всё понять», всё ухватить, всё удержать и подчинить себе. Вот этой «детскости» и хотелось бы научиться: просто — быть, «быть в бытии» — как бы это ни прозвучало тавтологией! Не «отщипывать» от жизни только то, что «по моему ндраву и вкусу», не превращать себя самого в единственный критерий правильности и неправильности — но учиться воспринимать жизнь во всей грандиозности её диапазонов целиком, но не фаталистично, а как пророк Давид — с ясной уверенностью в том, что Бог — единственный Хозяин этого мира, и Его правда — правда во веки!
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 96. На струнах Псалтири
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд - основание престола Его.
3 Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землею, превознесен над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем - веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема