
Мне кажется, что способность любить — это дар Божий. Талант. Как всякий талант, часто его просто закапывают. Но, слава Богу, есть люди, которые преумножают вверенный Господом талант. И одаривают любовью других. Мне посчастливилось встретить человека, в котором я с первой минуты почувствовала щедрый дар любви.
Однажды в моей работе на телевидении наступил чудесный период. Наша студия получила заказ на серию телефильмов о российских монастырях. Мы отправились в один из областных центров, чтобы получить благословение на съемки у местного архиерея. Мы уже понимали, какие нужны места съемок, кто станет героями будущей телепрограммы. На встрече с архиереем все это изложили. Епископ одобрил тему фильма, похвалил наши задумки, поддержал желание снимать в выбранном нами монастыре. Благословил. Правда, он назвал еще несколько мест в епархии по его мнению интересных для телевизионщиков. Но ни на чем не настаивал.
Посмотрев на часы, владыка вдруг сделал нам предложение, от которого мы не могли отказаться:
— Вы ведь на завтра осмотр объектов съемки запланировали? Значит, сегодня у вас полдня свободны. А у нас как раз машина с водителем осовободилась. Съездите в городок неподалеку как паломники, посмотрите на храмы, обители. Не пожалеете!
Через минуту владыка уже договаривался по телефону с настоятельницей одного из монастырей:
— Матушка, к вам через час наши гости из Москвы приедут. Встретите их? Да? И блинами в честь масленицы накормите? Замечательно!
Мы поехали. Небольшой монастырь в 40-ка километрах от областного центра показался мне обителью спустившейся на высокую заснеженную горку с небес.
Мы вошли в храм, осмотрелись, приложились к иконам, к мощам еще неизвестного мне тогда преподобного. И тут и произошло самое главное, ради чего веду этот рассказ. Мы увидели, что к нам идет игумения — поняли по наперсному кресту. Не могу сказать, улыбалась она или нет, просто не помню. Ни одного слова она еще не успела сказать, а я уже почувствовала, что матушка нас любит. Не за что. Любит, просто, потому что мы есть. Любит двух совершенно незнакомых ей людей, о существовании которых еще час назад она вообще не знала. Но вот, Господь послал нас к ней — и в ее сердце сразу нашлось для нас место.
Я потом увидела многие свидетельства того, что сердце этой женщины вмещает в себя вообще всех живущих в этой дивной обители. Но больше всего любви и нежности игумении доставалось девочкам-сиротам, которые обрели в монастыре родной дом и семью. И маму — только так они называли матушку.
Мы сидели в трапезной, поглощали блины с монастырской сметаной, слушали рассказ настоятельницы и грелись. Нет, я, конечно, не о физическом тепле говорю, хотя и горячий чай тоже был кстати. Нас согревала любовь. Настоящая, христианская, евангельская. Сложно описать словами мир, покой, душевную тишину. А забыть вообще невозможно. Понимаете, я помню это состояние, несмотря на то, что прошло уже много-много лет!
Потом мы гуляли по монастырским владениям. И режиссер, который по пути в обитель ворчал — мол, мы, конечно, едем в этот городишко из уважения к владыке, но снимать-то все равно будем в областном центре... Так вот, наш непривычно притихший Александр окинул монастырь то ли профессиональным, то ли вдруг открывшимся духовным взглядом и произнес:
— А ведь здесь тоже можно красиво снять... Я уже даже вижу, как кадр построить... А такая героиня фильма, как матушка, вообще подарок судьбы...
В общем, благодаря мудрости владыки, который, видимо, не сомневался в результате нашего маленького паломничества, мы зачастили в этот любвеобильный провинциальный монастырь. Сначала — чтобы снять про него передачу. Потом — для того, чтобы помолиться и согреться любовью. И, может быть, хоть немного ей научиться.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О словах из послания Апостола Павла к римлянам

В 3-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Нет делающего добро, нет ни одного».
О понимании этих слов — игумен Назарий (Рыпин).
Святой апостол Павел говорит о том, что никто не оправдывается перед законом. И хотя закон дан был иудеям — они тоже не исполняли закон. Именно закон духовный прежде всего. Закон больше дан для того, чтобы явился грех, как говорит апостол. Но не оправдываются законом ни иудеи, ни эллины. И как раз в свидетельство того, что все под грехом, он и приводит эти слова и много других слов, цитируя Священное Писание Ветхого Завета.
Говоря о том, что мы оправдываемся только верой в Иисуса Христа, который искупил человеческий род, который взял вину наших прегрешений на себя. И именно верой в Него мы оправдываемся, чтобы человек не надеялся лишь на собственные дела.
И, конечно же, состояние духовное не только современников апостола Павла, но и нас с вами, и во все времена, не самое лучшее, потому что человек так или иначе согрешает. Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников.
Поэтому, безусловно, мы уповаем не на собственные дела, не на то, что мы делаем перед Богом, но на ту веру, исходя из которой мы эти дела совершаем, безусловно. Потому что вера без дел тоже мертва, но всё же мы не надеемся только на свои дела. То есть нужна вера, которая является действенным началом, руководящим началом к нашей деятельной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О духовном смысле Апостольского поста

Сегодня 16 июня. Начало Апостольского поста.
О его духовном смысле — священник Родион Петриков.
Сегодня начинается Апостольский пост. Время, когда Церковь призывает нас пройти вслед за учениками Христа, которые постились перед тем, как отправиться на проповедь по всему миру.
Но что делает этот пост таким особенным? Конечно, это не только просто традиции или пищевые ограничения. Апостольский пост — это школа внутренней свободы, где мы учимся подчинять тело духу, а шум повседневности — тишине молитвы.
В Нагорной проповеди Христос говорит нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры». То есть важно не превратить пост в формальность, а наполнить его смыслом. Истинный пост — это не только отказ от скоромного, но и активная любовь,прощение обид, помощь ближнему и борьба со своим эгоизмом.
В мире, где все мгновенно — от еды до информации,— пост становится противоядием от поверхностного отношения к жизни. Пост замедляет нас, чтобы мы могли услышать Бога, ближних и самих себя. Как апостолы готовились к служению через пост и молитву, так и мы через эти дни можем стать ближе к тем, кто страдает, и яснее понять свое призвание.
Пусть этот Апостольский пост станет для нас не тяжкой обязанностью, а дорогой к духовной радости, той, что рождается, когда мы жертвуем малым ради великого: временем ради молитвы, комфортом ради милосердия и гордыней ради смирения.
Все выпуски программы Актуальная тема