Однажды, когда я был подростком, я нашёл в воскресной школе старую брошюрку. Пощупал пожелтевшие страницы, и открыл наугад. Попалась статья, в которой были советы по разным вопросам духовной жизни. Мне они показались очень странными. Там говорилось, что православным не нужна культура, чтение художественной литературы, от всего этого одни искушения. Мне это показалось странным. И я пошёл посоветоваться к преподавателю воскресной школы. Уважал его за учёность. Он преподавал не только в школе, но ещё и в университете и в семинарии.
Преподаватель взглянул на брошюрку, улыбнулся и сказал:
— Видишь ли, к каждому человеку — свой поход. Невозможно дать один универсальный совет. Расскажу тебе о том, как поступали святые:
Иоанн Златоуст. Как думаешь, почему его назвали Златоустом?
Я помялся, не зная ответа.
— Это легко. Он был лучшим ритором и проповедником. В храме, когда он проповедовал, толпа взрывалась овациями, что ему, конечно, не нравилось. Искусству говорить и философии он учился у языческого ритора Либания. Тот считал Иоанна своим лучшим учеником. Златоуст превзошёл всех своих учителей, не изменив христианской вере. Эта школа помогала ему писать свои богословские трактаты. Видишь, он взял лучшее у язычников и использовал для христианской проповеди.
Или вспомним святых Василия Великого и Григория Богослова.
Оба из знатных семей. Они подружились, когда учились в языческой школе в Афинах. Они вместе изучали риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Во всех этих школах проходили языческую философию Платона и Аристотеля. Многое из усвоенного они приняли, но использовали для защиты православия.
Я слушал обо всём этом и передо мной заново открывался мир святых людей. Повзрослев, я уже сам изучал их творчество. И я нашел ответ на свой вопрос. Джинсы, шашки, философия или художественная литература — все это может быть в моей жизни. Но! Как сказал Святой Григорий Богослов: «Нужно всё ценное "Повергнуть к стопам Христа, положить перед Ним"». Думаю, можно взять на вооружение этот принцип и глубоко верующим, и тем, кто только на пороге храма. Не смущаться от таких брошюрок с категоричными советами, если они попадутся, а брать пример с великих богословов, которые находили мудрый срединный путь.
Автор: Егор Назаренко
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 81 зач. (от полу́), II, 10-16.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Однажды, во время посещения монастырей святой горы Афон, мне посчастливилось несколько дней пожить в Великой Лавре — основанной преподобным Афанасием Афонским в 10-м веке. Каково же было моё изумление, когда в древней трапезной, изысканно расписанной фресками, я вдруг увидел целую галерею — не поверите! — языческих философов! Они были рядом с ветхозаветными пророками, написаны в одном стиле, очень красиво, с любовью — правда, без нимбов. Каким образом эти мыслители попали в один из самых строгих афонских монастырей — мы поймём, послушав отрывок из 2-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который сегодня читается в православных храмах за богослужением.
Глава 2.
10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Обращаясь к общине Рима, которая состояла как из бывших иудеев, так и из язычников, апостол Павел разрешает глубоко сидевшую у многих этическую проблему: как примирить нахождение в единой Церкви Христа тех, кто всю жизнь был верен Истинному Богу — и тех, кто об этом Боге не имел ни малейшего представления? Как можно за одну парту посадить первоклашку, не умеющего ни писать, ни читать — и ученика выпускного класса? А ведь именно так себя и воспринимали иудеи — духовной элитой, Самим Богом избранным народом, который на порядок выше любых других народов.
Апостол предлагает посмотреть на эту ситуацию вполне в русле греко-римской традиции: внутри любого человека — вне зависимости от его религиозной принадлежности — есть «естественный закон», определённые принципы и правила, которые не навязаны ему извне, но близки, понятны, органичны. Нарушая эти законы, человек прежде всего предаёт сам себя, причиняет боль и зло самому себе. Обратим внимание: греческое слово «закон» — «Номос» — имеет исходно два варианта ударения: «νόμος», приобретшее в конечном счёте значение закона, первоначально означало обычай, привычку, обыкновение, порядок в распределении земель; а «νομός» — надел, пастбище, поле, достававшиеся по определённому распределению. Другими словами, это то, что принадлежит по праву, что является своим. Νομός — состояние общины, позже — любого человека, который состоялся, стал само-стоятелен. Поэтому «автономность» правильнее переводить не как «сам-себе-закон», а именно как «самостоятельность».
Закон — не есть нечто «противоестественное»: да, у каждого внутри — свой закон, свои принципы и установки — но поскольку человеческая природа едина, то и эти «закончики» очень и очень близки. Но эти законы — не абсолютны: как и в обычном законодательстве, есть закон — а есть «правоприменительная практика», есть «истолкование» — которое нередко может буквально перевернуть смысл самого закона. Таким «толковником» у нас выступает наш ум — который зачастую оказывается заложником подпорченного сердца и становится вынужден находить всякие «лазейки», чтобы как можно убедительнее «перетолковать» принципы — неудобные, мешающие исполнению нашей воли.
Именно здесь и пролегает граница между Богодухновенной и естественной религиями: истинная вера помогает своим авторитетом не поддаться соблазну «перетолкования», поскольку внеположена по отношению к человеку, её источник — не сам человек, а Бог. А вот языческая вера, не имея абсолютной опоры на Единого и Истинного Бога, напротив, допускает безграничное число этих «толкований». Заметим, что в этом множестве не может не быть, в том числе, и правильных, верных — очень схожих с теми утверждениями, которые имели место в религии Откровения.
Вот почему, дорогие друзья, так важно в жизни иметь опору на Божественные Писания — которые всегда помогут нам не поддаваться соблазну слишком сильно поверить в наши собственные «перетолкования», а всё же оставаться достаточно близко к изначальным, исходным смыслам Божественного Закона — только который и позволяет человеку состояться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Второе воскресенье по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, в которое празднуется память Всех святых и Рождество Иоанна Крестителя, а также о днях памяти Тихвинской иконы Богородицы, святых благоверных князей Петра и Февронии, первоверховных апостолов Петра и Павла и собора 12-ти апостолов.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Психопатия, врожденные расстройства личности». Наталья Инина
У нас в студии была христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о том, что скрывается за термином «психопатия», как врожденные особенности и расстройства личности влияют на духовную жизнь и как выстраивать отношения с таким человеком.
Ведущие: Анна Леонтьева, Елена Писарева
Все выпуски программы Вера и психология