
Однажды, когда я был подростком, я нашёл в воскресной школе старую брошюрку. Пощупал пожелтевшие страницы, и открыл наугад. Попалась статья, в которой были советы по разным вопросам духовной жизни. Мне они показались очень странными. Там говорилось, что православным не нужна культура, чтение художественной литературы, от всего этого одни искушения. Мне это показалось странным. И я пошёл посоветоваться к преподавателю воскресной школы. Уважал его за учёность. Он преподавал не только в школе, но ещё и в университете и в семинарии.
Преподаватель взглянул на брошюрку, улыбнулся и сказал:
— Видишь ли, к каждому человеку — свой поход. Невозможно дать один универсальный совет. Расскажу тебе о том, как поступали святые:
Иоанн Златоуст. Как думаешь, почему его назвали Златоустом?
Я помялся, не зная ответа.
— Это легко. Он был лучшим ритором и проповедником. В храме, когда он проповедовал, толпа взрывалась овациями, что ему, конечно, не нравилось. Искусству говорить и философии он учился у языческого ритора Либания. Тот считал Иоанна своим лучшим учеником. Златоуст превзошёл всех своих учителей, не изменив христианской вере. Эта школа помогала ему писать свои богословские трактаты. Видишь, он взял лучшее у язычников и использовал для христианской проповеди.
Или вспомним святых Василия Великого и Григория Богослова.
Оба из знатных семей. Они подружились, когда учились в языческой школе в Афинах. Они вместе изучали риторику, поэзию, геометрию и астрономию. Во всех этих школах проходили языческую философию Платона и Аристотеля. Многое из усвоенного они приняли, но использовали для защиты православия.
Я слушал обо всём этом и передо мной заново открывался мир святых людей. Повзрослев, я уже сам изучал их творчество. И я нашел ответ на свой вопрос. Джинсы, шашки, философия или художественная литература — все это может быть в моей жизни. Но! Как сказал Святой Григорий Богослов: «Нужно всё ценное "Повергнуть к стопам Христа, положить перед Ним"». Думаю, можно взять на вооружение этот принцип и глубоко верующим, и тем, кто только на пороге храма. Не смущаться от таких брошюрок с категоричными советами, если они попадутся, а брать пример с великих богословов, которые находили мудрый срединный путь.
Автор: Егор Назаренко
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.