
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» — гласит пятая заповедь.
Хорошо, когда оба родителя замечательные, и почитать их нетрудно. А если один из родителей или оба не заслуживают, как тебе кажется, почитания? Семья не сложилась, каждый из родителей строил свою жизнь, тебя наказывали зазря или не обращали внимания... Как уважать, любить в таком случае? И спрашиваешь себя — а надо ли?
Я росла в полной семье. У меня чудесная мамочка, моя лучшая подруга, поддержка, пример для подражания. Это она привела меня в Церковь. Я благодарна Богу за неё, и здесь с почитанием проблем нет.
Но вот с отцом ситуация сложнее. У нас никогда не было понимания и тёплого общения. Человек он категоричный, жесткий в суждениях и резкий на слово. Много времени проводил вне дома — либо работал, либо отдыхал где-то. Когда представилась возможность расстаться, мы сделали это без сожаления.
Это были времена моей бездуховной жизни, когда меня волновало только моё «Я», кто и что мне сказал, и как мне на это ответить. Однако непонимание духовных законов не освобождает от ответственности.
У меня была страшная обида на отца за его, как мне казалось, нелюбовь, неласковость. Говорю, «казалось», потому что, повзрослев, многое увидела под другим углом. С годами мне удалось, если не оправдать его, то, по крайней мере, понять.
Неудачи в карьере, предательство родных, осуждение друзей могли сломать человека. Отсюда такая агрессия и несдержанность в отношении тех, кто ближе всех — меня и мамы.
Мой отец военный, подполковник, очень по-солдатски скроен. Строил со мной отношения, как мог. Но он старался. Мне это не нравилось, и я оттолкнула отца. В какой-то момент попросила его больше мне не звонить и не искать встреч.
Имела я на это права? Сейчас считаю, что нет.
Однажды на исповеди в одном монастыре я сказала монаху, что не общаюсь с отцом. Он долго меня расспрашивал о тонкостях нашего конфликта, простила ли я по-настоящему, чтобы решить, допустить меня до Причастия или нет. Потому что это чрезвычайно важно — простить абсолютно.
По Божьей милости, мне было даровано простить задолго до этой исповеди. В отпуске я познакомилась с человеком, у которого рано не стало отца. До этого они жили в ссоре несколько лет, и теперь мой собеседник страшно сокрушался, что не успел помириться. Я стала рассказывать свою историю, и в этот момент поняла, что мои обиды — мелочь по сравнению с человеческой жизнью.
Вернувшись в город, я поехала к отцу. Номера телефона его у меня не было, а где жил, знала. Правда, не знала, жив ли. Был вечер ранней осени. Уже смеркалось, когда я подошла к дому. Глазами нашла окна отцовской квартиры. Они были открыты, работал телевизор. Больше часа собиралась с духом, даже стала подмерзать. И вдруг крикнула — «Папа!». Это слово прозвучало непривычно, даже голос дрогнул. Реакции никакой. Я повторила. Потом ещё. Открылась балконная дверь. Скорее интуитивно, чем зрительно, узнала отца, помахала рукой. Он, молча, закрыл дверь.
Я осталась стоять под фонарём и смотреть туда, где только что стоял мой отец. Когда пришло понимание, что он больше не выйдет, я прокричала — «Прости меня!». Потом ещё что-то про то, что я поняла свою неправоту и хотела бы всё исправить, но он больше не вышел.
Обида бывает крепче любых оков. Может окутать в свою паутину, как в саван, — не выбраться. Но для меня стало важным, чтобы обиды не было во мне, чтобы я простила. И не менее важным — понять свою вину и сказать, что поняла. Как знать, может быть, и у моего отца однажды возникнет желание простить.
Мне, во всяком случае, стало легче, что я с Божьей помощью смогла осознать ошибки и попросить за них прощения. Попытка помириться сделана. Ведь это — мой отец.
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием, обещанием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. Здесь не сказано — люби, восторгайся. Почёт — это то немногое, что мы можем и обязаны дать своим родителям в благодарность за жизнь.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер