
Когда я поехала в свою первую поездку на Святую Землю, мне довелось участвовать там в необычном крестном ходе. Батюшка повёл нас по маршруту, который не входил в паломническую программу.
Мы отправились в арабский квартал на восточной стороне потока Кедрон. Нашей целью был Силоамский тоннель. На источнике Гихон, где начинался тоннель, мы заплатили за вход, за свечи и за сменную обувь — предстояло идти по воде. Переоделись в рубашки, в которых омывались в Иордане. По железной винтовой лестнице спустились к подземному тоннелю. И, словно, погрузились в ветхозаветные времена.
Когда-то Гихон снабжал водой иевусеев, жителей крепости Сион. Царь Давид захватил крепость — он проник в неё как раз через источник. Прошло триста лет. Царь Изекия, боясь повторения истории, приказал отвести воды Гихона. В скале прорубили тоннель длиной 533 метра. Нам предстояло пройти по сохранившемуся в веках удивительному инженерному сооружению. От ветхозаветного Гихона к новозаветной Силоамской купели.
Этого подземного путешествия мне не забыть никогда. Мы идём по узкому каменному коридору по колено в холодной воде. Под ногами — скользкие неровные камни. Путь освещаем свечами. Иногда проход сужается до такой степени, что локти царапаются о стены.
Впереди — батюшка Герман. Время от времени он выкрикивает предупреждения: «Осторожно, глубокое место! Внимательнее, низкий потолок!» Мы, непрерывно повторяя про себя Иисусову молитву, стараемся от него не отставать.
Минут через тридцать начали мёрзнуть ноги, а резиновые тапочки натерли между пальцами. Вдруг захотелось сказать: «Всё, больше не могу, дальше не пойду!» Но тут же сама себе ответила: «А куда ты денешься?»
И происходящее с нами представилось, как бы пафосно это ни звучало, неким образом нашего христианского пути. Если ты на него встал — иди. Он узкий и непростой. Но сойти с него на полдороги невозможно. А повернёшь назад — в лучшем случае окажешься там, откуда ушёл, хотя не исключён и более печальный итог. Поэтому шагай-ка ты вслед за ведущим тебя батюшкой, освещай путь свечой и молись. Каким бы длинным ни был тоннель, в его конце — Свет.
И вот, наконец, мы выходим на этот свет. 533 метра под землёй преодолены. Вот она, евангельская Силоамская купель. Сюда по слову Господа пришёл слепой от рождения человек, которому Спаситель помазал глаза брением. Умывшись в этих водах, он прозрел.
Помню, как мы окунулись в купель и отправились в обратный путь, поверху и посуху. В гостинице я наконец почувствовала себя настоящей паломницей — ноги гудели, но сердце пело. В номере отца Германа мы с аппетитом поглощали купленные по дороге фрукты и наслаждались нескончаемыми поучительными историями батюшки. А я все думала про то ощущение, которое испытала в тоннеле. Иди вперед к свету — другого выбора нет.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О словах из послания Апостола Павла к римлянам

В 3-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Нет делающего добро, нет ни одного».
О понимании этих слов — игумен Назарий (Рыпин).
Святой апостол Павел говорит о том, что никто не оправдывается перед законом. И хотя закон дан был иудеям — они тоже не исполняли закон. Именно закон духовный прежде всего. Закон больше дан для того, чтобы явился грех, как говорит апостол. Но не оправдываются законом ни иудеи, ни эллины. И как раз в свидетельство того, что все под грехом, он и приводит эти слова и много других слов, цитируя Священное Писание Ветхого Завета.
Говоря о том, что мы оправдываемся только верой в Иисуса Христа, который искупил человеческий род, который взял вину наших прегрешений на себя. И именно верой в Него мы оправдываемся, чтобы человек не надеялся лишь на собственные дела.
И, конечно же, состояние духовное не только современников апостола Павла, но и нас с вами, и во все времена, не самое лучшее, потому что человек так или иначе согрешает. Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников.
Поэтому, безусловно, мы уповаем не на собственные дела, не на то, что мы делаем перед Богом, но на ту веру, исходя из которой мы эти дела совершаем, безусловно. Потому что вера без дел тоже мертва, но всё же мы не надеемся только на свои дела. То есть нужна вера, которая является действенным началом, руководящим началом к нашей деятельной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О духовном смысле Апостольского поста

Сегодня 16 июня. Начало Апостольского поста.
О его духовном смысле — священник Родион Петриков.
Сегодня начинается Апостольский пост. Время, когда Церковь призывает нас пройти вслед за учениками Христа, которые постились перед тем, как отправиться на проповедь по всему миру.
Но что делает этот пост таким особенным? Конечно, это не только просто традиции или пищевые ограничения. Апостольский пост — это школа внутренней свободы, где мы учимся подчинять тело духу, а шум повседневности — тишине молитвы.
В Нагорной проповеди Христос говорит нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры». То есть важно не превратить пост в формальность, а наполнить его смыслом. Истинный пост — это не только отказ от скоромного, но и активная любовь,прощение обид, помощь ближнему и борьба со своим эгоизмом.
В мире, где все мгновенно — от еды до информации,— пост становится противоядием от поверхностного отношения к жизни. Пост замедляет нас, чтобы мы могли услышать Бога, ближних и самих себя. Как апостолы готовились к служению через пост и молитву, так и мы через эти дни можем стать ближе к тем, кто страдает, и яснее понять свое призвание.
Пусть этот Апостольский пост станет для нас не тяжкой обязанностью, а дорогой к духовной радости, той, что рождается, когда мы жертвуем малым ради великого: временем ради молитвы, комфортом ради милосердия и гордыней ради смирения.
Все выпуски программы Актуальная тема