
Я полюбила закаты. Конечно, мне всегда нравилось вечернее небо, окрашенное заходящим солнцем в различные оттенки красного. Но сейчас отношение к этому промежутку времени стало особенно трепетным. Можно сказать, личным, интимным. Возраст такой пришёл. Предзакатный. И краски солнца, уходящего в неведомые чудесные дали, вселяют в сердце тишину и покой.
Знаете, а ведь был уже в моей жизни закат. Правда, не такой красивый. И наступил он неожиданно, в одно мгновение. До 30 лет всё мчалась куда-то в погоне за женским счастьем. Я не понимая, что мой внутренний навигатор испорчен и ведёт в преисподнюю. Крещенная в детстве, легкомысленно называла себя православной. Доказательством этого факта считала наличие на шее небольшого латунного крестика. Мол, даже когда в советское время училась на журфаке, носила его тайком, прикрепив булавой под одеждой. Я бы так бессмысленно и проскакала по жизни, если бы не молитвы мамы. И милость Господа.
В 30 лет я попала под машину. Под истошный скрежет тормозов резко оборвался мой день. Двое суток ночи, проведённой в реанимации, не помню совсем. Уже в палате на короткое время словно вынырнула из темноты. Странно, но в памяти отпечатались обломки ногтей с запекшейся под ними то ли грязью, то ли кровью. Жалкие остатки маникюра. «Обидно, я так долго их отращивала», — подумала я. И снова провалилась в ночь.
А потом начался рассвет. Медленный, иногда даже слишком, мучительно неторопливый. Сначала я стала различать лица. Такое родное и страдающее — лицо мамы, шепчущей молитву. Озабоченное — доктора. На рентгеновском снимке он увидел мой рассыпавшийся на кусочки позвонок и категорически запретил даже шевелиться. Испуганные лица друзей. Они спешили навестить меня. Им не удавалось скрыть страха, что наша встреча может оказаться последней. Наверное, их любовь ко мне тоже была молитвой.
Руками хирургов Господь сотворил чудо. Ожидавшая меня обездвиженность растворилась в набиравшем силу рассвете. Постепенно проявились очертания того, что существовало вокруг. А главное, — внутри меня самой. Ох, далеко не всё там выглядело благообразно... Особенно при свете Истинного Солнца.
Его лучи светили со страниц Евангелия. Я прочитала в жизни столько книг, но среди них, не было главной. Евангелие я тогда открыла впервые.
И я начала двигаться. Пошла. И физически, и в духовном смысле. Спотыкаясь, даже падая, я пошла к Храму, к Церкви, к Таинствам, ко Христу.
Теперь знаю, что настоящий закат неизбежен, но его не надо бояться. Из нашего окна каждый вечер открывается величественная картина заходящего солнца. Дай Бог быть причастной этой красоте.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
9 сентября. Об Общемосковском Крестном ходе

7 сентября, в день Собора Московских Святых, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
По окончании Литургии предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с первосвятительским словом, посвященным началу Общемосковского Крестного хода.
С XVI века русские цари и московские митрополиты ходили Крестным ходом от Кремля до Новодевичьего монастыря в честь принесения иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии, защитницы западных рубежей нашего Отечества. Богоборцы, поработившие на какое-то время нашу страну, прекратили, прервали эту замечательную духовную традицию.
И сегодня в обновлённой России, имея полную свободу совершать богослужения, исповедовать свою веру, мы восстанавливаем этот древний обычай. А почему? Да потому что Крестные ходы свидетельствовали о глубокой вере наших людей, в том числе, конечно, и москвичей, которые возглавили в то время историческое объединение Руси и её борьбу за самостоятельность и независимость.
Всё бы это было невозможно без помощи Божией, которая непременно приходит к тем, кто в молитве пребывает, совершая её за самого себя, за своих родных, близких и, конечно, за Отечество своё.
В наши непростые времена, когда брошен какой-то вызов исторической Руси, многие из нас это хорошо чувствуют, даже знакомясь просто с публикациями в средствах массовой информации, смотря новостные передачи. Действительно, такое впечатление, что кто-то снова пытается разделить Церковь, восставить её народы, российские друг против друга. Ну вот, так уж было неоднократно в прошлом в истории нашего Отечества.
Ну а чем же мы всегда отвечали? Отвечали не только решительными действиями, не только мобилизацией всех сил, не только мужеством в отражении нашествия иноплеменников, но и горячей молитвой к Богу.
Я очень радуюсь сегодня, мои дорогие, что вижу всех вас, ваши лица, по которым уже можно прочитать, что вы душой сопричастны с этим знаменательным историческим событием. Крестный ход — ведь это не только движение, не только прохождение по улицам города. Это выражение нашей готовности совершать прежде всего духовный подвиг, движение, но не по улицам только, а к Богу, к исполнению Его заповедей в нашей жизни. Без искреннего намерения измениться, без нравственного преображения, ведь нет подлинного движения к Богу.
Вот есть ещё нечто очень важное, что хотел бы сегодня сказать. В молитвенных шествиях такого рода издревле участвовали семьями. Семья — это ведь малая церковь. Если она ослабевает, то и жизнь народная ослабевает, то оскудевает и большая церковь.
Нынешний Крестный ход — это, кроме того, ещё и свидетельство того, что Москва — реально православная столица нашего Отечества.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О том, почему Господь проповедовал в притчах

В 4-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все».
О том, почему Господь проповедовал в притчах — священник Николай Дубинин.
В Евангелии не раз упоминается о том, что Господь говорит притчами. Что такое притча? Это иносказание, это рассказ, который содержит в себе аналогии из жизни, примеры из жизни, для того чтобы человек по аналогии мог лучше понимать суть произносимого.
И, учитывая, что сами ученики были плоть от плоти того народа, к которому пришёл Христос (это были галилейские рыбаки), то и ученикам Господь наедине разъяснял всё, что Он говорил народу в притчах.
Это форма заботы, когда Господь, ну, буквально три года взращивал своих будущих апостолов, чтобы они пошли в мир и имели вот этот навык проповедования, в том числе в образах и притчах, для простого народа.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 сентября. О свидетелях о Христе

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «При устах двух или трёх свидетелей будет твёрдо всякое слово».
О свидетелях о Христе — игумен Назарий (Рыпин).
Апостол Павел говорит нам о реалиях ветхозаветного ещё закона или, скажем, реалиях делопроизводства судебного, которое производилось в Ветхом Завете. То есть если кто-то на кого-то свидетельствовал, обвиняя кого-то в чём-либо, то должно было быть два или три свидетеля, чтобы подтвердить его слова как истину.
А в силу того, что он в третий раз пришёл к коринфянам, обличая их в неких прегрешениях, то об этом он и говорит, что вот, даже в законе говорится, что при двух или трёх свидетелях будет твердо всякое слово; если по-русски, то тем самым его обличение, они тоже имеют особую силу в данном случае, потому что он приходит уже в третий раз свидетельствовать им.
Но для нас важно, чтобы мы не были ложными свидетелями, потому что зачастую это свидетельство, которое даётся нам от Бога, тоже подтверждено очень многими свидетелями. Это и святые: лик апостольский и сонм святых, поэтому важно укореняться в принятии Слова Божия, потому что оно для нас засвидетельствовано именно очень многими свидетельствами, чудесами, знамениями и имеет огромный авторитет в нашей с вами христианской духовной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема