
Янни Ролански
Однажды меня пригласили в районную библиотеку на встречу с детьми. Нужно было рассказать о своей любимой книге. И я поделилась, что моя любимая история — это «Хроники Нарнии. Лев, Колдунья и Платяной Шкаф». Почти все дети эту книгу читали и фильм смотрели. И она им тоже очень полюбилась. Вот, только почти никто из них не понял о чем книга на самом деле.
Когда-то в Оксфорде, когда Льюис зачитывал отрывки из своего произведения инклингам — членам литературного кружка, Толкин возмущался, что эта книга слишком очевидный пересказ Евангелия. Но оказалось, для современных детей такая мысль совсем не очевидна.
Потому, что после того, как мы обсудили все приключения из книги, я спросила «А вы когда-то уже слышали эту историю? Про жертву и воскрешение?» Дети задумались, пожимая плечами.
И только один ребенок из группы вспомнил, что это похоже на историю из Библии.
Конечно я рассказала детям о том, что эта история очень похожа на историю земной жизни Иисуса Христа. И привела место из Евангелия от Иоанна:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
«А в Библии это тоже так интересно описано?» — спросил у меня один мальчик, лет 8-ми.
«Еще интереснее» — ответила я. И рассказала, как много всего интересного есть. Про чудеса, которые творил Иисус Христос, про то, как 5 хлебов и 2 рыбки превратил в тысячи, и накормил очень много народа. Ребятам очень понравилось.
После мы вернулись к обсуждению Хроник Нарнии и поговорили про автора. Ведь Клайв Льюис очень долго был аттеистом. Но потом он признал, что Иисус Христос — есть сын Божий. Он пережил личную встречу с Иисусом, что, разумеется, отразилось на его творчестве. Кстати, произошла Эта Встреча, когда Льюис поехал с братом в зоопарк.
Он потом описал, что побудило его создать такого персонажа, как Аслан. Процитирую:
«В действительности же он — изобретение, как бы дающее ответ на вопрос: «Каким мог бы быть Христос, если бы существовал мир вроде Нарнии, и Он решил бы воплотиться, умереть и снова воскреснуть в этом мире, как Он поступил в нашем».
Для современников Льюиса этот образ был более чем понятен. Почему? Просто дети того времени были очень хорошо знакомы с Библейской историей. И могли разглядеть Христа в этом образе, который, несомненно является центральным в произведении.
Наши, современные дети очень часто видят лишь экшен. Приключения, сражения, яркая картинка их впечатляет, и этого становится достаточно. Все дело в том, что на детей сегодня обрушивается очень большое количество контента, особенно визуального. Дети просто не успевают остановиться и подумать. Задать себе вопрос — а то, что я вижу — это хорошо или плохо? А это время на осмысление очень нужно.
Оно важно чтобы воспитать дух различения. Отличать, что питает и насыщает от того, что разрушает и опустошает. Ведь не все образы такие, как великий и добрый Аслан. А что скрывается за другими, многочисленными?
Чтение Библии и обсуждение с детьми, диалоги от сердца к сердцу, размышления и молитва — это как раз то самое время, которое формирует наш духовный иммунитет и создает фундамент. Именно благодаря этой основе мы можем чувствовать и распознавать, что скрывается за образами. И не важно где они встречаются — в фильмах, мультфильмах или на страничках друзей в социальных сетях.
Автор: Янни Ролански
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица