Иак., 55 зач., III, 11 - IV, 6.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как удовлетворить потребности своей души? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й и 4-й глав послания апостола Иакова, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
Глава 4.
1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
2 Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.
3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?
6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Иаков обращает внимание своих слушателей на корень всех человеческих бед. Он называет это словом ἡδονή (гэдонэ). На русский язык его можно перевести как «вожделение», «наслаждение». Отсюда происходит русское слово «гедонист» — человек, для которого стремление к удовольствию — смысл жизни. По словам Иакова, именно в этом причина всех распрей и всей вражды, начиная от бытовых конфликтов, заканчивая глобальными войнами. А потому не бесполезно разобраться, что это за состояние и как оно появляется.
Когда тело испытывает нужду в пище, оно посылает мне сигналы, чтобы я шёл на кухню и готовил себе обед. В противном случае голод будет усиливаться, и я буду испытывать всё больший и больший дискомфорт. Точно так и с жизнью души. Она также может голодать. В эти моменты я чувствую острую нехватку чего-то, мне пусто внутри. И тогда я начинаю искать какой-нибудь способ, чтобы утолить эту жажду и вернуться в состояние покоя. Этой душевной едой может быть всё, что угодно: поговорил с любимым человеком — наполнился; послушал красивую музыку — опять же получил удовлетворение; купил красивую и удобную вещь — до вечера хожу довольный. Всё это нормально и естественно, как завтракать, обедать и ужинать. Это ещё не вожделение. Вожделение появляется тогда, когда я хочу, чтобы вся моя жизнь превратилась в один сплошной момент удовольствия от приёма пищи. Все свои мысли, чувства, слова и поступки я начинаю подчинять единственной цели — поиск того самого состояния лёгкости и эйфории, которое я испытал, когда получил желаемое. Мне становится сложно переживать будни. Они превращаются для меня в день сурка. Вечно мне чего-то не хватает и что-то меня не устраивает, хотя вроде бы всё есть, чтобы не умереть с голоду. Для удовлетворения своего вожделения я намечаю объект, которым хочу завладеть, и, как торпеда, иду к цели, распихивая локтями всех вокруг. Желая получить удовлетворение, мы зачастую помимо своей воли наносим вред окружающим и провоцируем конфликты.
Важно понимать, что апостол обращается не к язычникам. Он обращается к христианам. Коварство вожделения в том, что оно живучее. И я продолжаю быть им одержимым даже в самых лучших своих проявлениях. Даже будучи по имени христианином, я продолжаю порой думать лишь о себе и о том, как бы достичь своих корыстных целей. Апостол Иаков напоминает нам, что это путь в никуда. Ничто и никогда не сможет удовлетворить голод моей души так, как Бог. А входит Он в неё лишь тогда, когда я перестаю гнаться за удовольствием и всю свою жизнь подчиняю Евангелию. То есть во всех своих делах следую не своим хотелкам, а ищу во всём волю Творца и пытаюсь быть полезен тем, кто меня окружает. Так моя жизнь постепенно превращается в служение. Вожделение уходит из неё. А вместе с ним уходит пустота и голод души, в которой постепенно поселяются мир, полнота и покой.
Снежинки по заказу. Елена Смаглюк
В тот декабрь практически не было снега. Приближались зимние праздники, а погода стояла совсем не зимняя. И тем не менее, наша семья готовилась отмечать Рождество Христово, поздравлять друг друга. У нас было хорошее настроение.
Как-то вечером мы с одной из дочерей, Любой, возвращались с покупками из магазина. Около дома мы встретили соседа Сережу. Я знала его с детства. Сережа был одноклассником моей старшей сестры.
У него с младенчества было очень слабое здоровье. Сергей часто и подолгу болел. Не смог окончить школу. Был необычным ребенком. Таким и остался. Большим ребенком в свои 45 лет. Не мог работать, жил с мамой.
Обычно, встречаясь на улице, мы с Сережей приветливо беседуем, обсуждаем последние новости, погоду, вспоминаем события из детства. Вот и в этот раз я начала разговор:
— Серёжа, — спросила я, — у тебя праздничное настроение?
— Нет — ответил он, — Лена, ну какое праздничное настроение у меня может быть, если я такой неказистый, совершенно никчёмный человек.
— Но может ты что-нибудь хочешь или о чём-то мечтаешь? — спросила я в надежде, что смогу чем-то его порадовать.
— А зачем мне мечтать, разве у таких, как я, могут исполняться желания? — печально сказал Сережа. Немного помолчал и добавил:
— Я бы очень хотел, чтобы пошёл уже наконец-то снег.
Мы замолчали. А буквально через мгновение Люба восторженно вскрикнула, показывая на рукаве снежинку. На наших глазах с неба посыпались красивые большие и пушистые хлопья снега. Мы все трое просто потеряли дар речи, Любочка прослезилась, а Серёжа просто смотрел в небо, на становящуюся белой землю и не мог поверить своим глазам.
Мы ещё немного прогулялись в тишине под этим чудесным снегопадом. И каждый, наверное, нашёл своё объяснение этому чуду. Ну а я точно знаю, что такие подарки может делать только любящий всех без исключения Отец Небесный.
Снежинки для Сережи — так мы с дочкой называем тот снегопад. Господь знает сердце каждого. И может утешить именно так, как человеку в тот момент нужно. Я хотела порадовать Сергея. Но Господь сделал это быстрее и гораздо лучше, чем я могла бы придумать. И вот, Сережа уже улыбается.
Те снежинки и для меня лично — большая радость и утешение. Я вспоминаю о них в моменты, когда чувствую себя самым недостойным человеком. Господь любит нас всех. Ведь каждый их нас — его чадо. Мне кажется, важно не бояться и не стесняться говорить Господу о своих мыслях, печалях, желаниях, мечтах, даже о самых наивных. И доверять Отцу Небесному, как доверяет ребенок.
Автор: Елена Смаглюк
Все выпуски программы Частное мнение
Сложная исповедь. Елена Смаглюк
Был период в моей жизни, когда на протяжении нескольких месяцев я испытывала сложность с подготовкой к исповеди. Во-первых, не хватало времени и сил, чтобы сесть и сосредоточиться на главном, на анализе своего внутреннего состояния. Во-вторых, в сердце не было ни то, чтобы раскаяния, я как будто и не видела в себе греха. Всё казалось не существенным, хотя в глубине души я подозревала, что мне есть, в чём каяться.
Приближался Рождественский пост, и я написала заметку в социальных сетях о том, насколько это важное время, что нужно сосредоточиться на подготовке ко встрече с Христом, иметь молитвенный настрой и постараться заглянуть во все уголки души.
В последний вечер перед началом поста в гости пришла подруга. Мы заварили чай. И мне очень захотелось Киевского торта. Это желание буквально завладело мною. Но его нигде в магазинах с доставкой еды не было. Бежать в магазин в соседнем квартале тоже не получалось, нужно было следить за детьмфи дома. В общем, шансов успеть съесть желанный торт до начала поста не оставалось.
Тут подруга мне говорит: «Ну что, завтра начинаем поститься?» И я сказала, как отрезала, резко сказала: «Не хочу пост!» Подруга удивилась. Говорит: «ты же сама только опубликовала текст о том, как важен пост!» А я снова, с еще большей дерзостью повторила: «А я не хочу пост! Не-хо чу!»
В момент, когда я произносила эти слова, совесть обличила. Как будто слышала внутренний голос: «не надо так». Но эта дерзость рвалась наружу!
На следующее утро я проснулась от резкой боли в животе. Через час меня увезла скорая. Диагностировали острый аппендицит. Срочно сделали операцию.
Первая мысль, которая у меня появилась: Бог наказал. Но она сразу же сменилась другой мыслью: Бог спас! Ведь воспаление уже началось тогда, вечером, когда я из-за торта устроила целую сцену дерзкого протеста против поста. Если бы я его тогда наелась, чем могло бы все закончиться?
Я приняла это испытание с благодарностью! Очень полезно было его пройти, чтобы увидеть в себе грехи дерзости, непослушания, чревоугодия и многие другие, о которых нашлось время подумать в больничной палате.
Господь как любящий отец не оставил меня в трудную минуту. Устроил всё так, чтобы я попала к замечательным врачам и выписали меня на удивление очень быстро. Господь уберег, исцелил и дал возможность исповедать свои грехи. А потом со спокойным сердцем пройти пост, чтобы радоваться светлому Рождеству Христову.
Автор: Елена Смаглюк
Все выпуски программы Частное мнение
Скорби и муки творчества. Анна Тумаркина
Из книги Деяний святых апостолов мы знаем, что многими скорбями надлежит войти в Царствие Небесное. В четырнадцатой главе рассказывается, как святые апостолы Павел и Варнава говорили это своим последователям, желая предупредить и укрепить их.
Однако, я много раз слышала мнение, будто скорби, страдания — нечто, без чего невозможно быть по-настоящему верующим человеком. Что-то вроде пропуска в Царство небесное.
Лично я сама долгое время думала, что так оно и есть. Искала и ожидала всяческих напастей. Изнуряла себя самочинными постами и молитвенными правилами, взятыми не по силам. Даже от Причастия несколько раз отказывалась, считая себя недостойной. Знала, читала, что причащаемся мы не по достоинству, а по милосердию Божьему. И все же сомневалась, даже когда по благословению священника подходила к Чаше. Мой взгляд на этот вопрос изменился, когда я начала заниматься изобразительным искусством и участвовать в выставках. Конечно, лучше такие вопросы задавать священникам, но тогда я еще не созрела для этого. Вращаясь в среде художников, как-то раз услышала от знакомой:
— Ты еще не знаешь, что такое «муки творчества»!
— Муки творчества? — уточнила я, — это, когда завтра сдавать работу на вернисаж, а вместо картины только набросок?
— Нет! — патетично воскликнула моя собеседница, — это, когда ты точно и явственно видишь образ, но изобразить на холсте не можешь!
Я удивилась. Знакомая художница была весьма талантлива. Сложно было поверить, что для нее в искусстве есть что-то трудное. После мне приходилось и от других художников слышать подобные слова. Стало казаться, что муки творчества, как членский билет в Союз Художников. Не мучился, не страдал — далеко тебе до настоящего искусства.
Впрочем, членский билет мне давно выдали, вот только мук творчества к нему не прилагалось. И я начала искать их сама. Садилась писать, даже будучи физически истощенной. Выбирала наиболее тяжелые, драматические сюжеты и образы для картин. А потом... мук становилось все больше, а творчества все меньше. И однажды я поняла, что больше писать не могу. Просто нет сил.
А мне бы вспомнить, что, когда на вернисаж приходят посетители, им не важно, сколько мук испытал художник, пока писал картину. Важно, насколько картина нравится, насколько касается сердца. На этом сфокусироваться, на том, чтобы писать для людей, даря им радость! И с молитвой будешь делать то, что в твоих силах.
Мне кажется, что к скорбям на пути в Царствие Небесное можно относиться примерно так же. Да, они неизбежны. Да, узок путь и тесны врата в Царствие Небесное. А мы несем свой крест вслед за Господом. Но если сознательно на пути чинить себе дополнительные препятствия, брать крест не по силам, можно просто никуда не дойти. Лучше смотреть не на булыжники под ногами, а на Солнце Правды. На Христа. Обращаться с молитвой к Нему. И тогда даже неизбежные на пути скорби будут для нас полезными и спасительными.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение