
Иак., 55 зач., III, 11 - IV, 6.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как удовлетворить потребности своей души? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й и 4-й глав послания апостола Иакова, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
Глава 4.
1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
2 Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.
3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?
6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Иаков обращает внимание своих слушателей на корень всех человеческих бед. Он называет это словом ἡδονή (гэдонэ). На русский язык его можно перевести как «вожделение», «наслаждение». Отсюда происходит русское слово «гедонист» — человек, для которого стремление к удовольствию — смысл жизни. По словам Иакова, именно в этом причина всех распрей и всей вражды, начиная от бытовых конфликтов, заканчивая глобальными войнами. А потому не бесполезно разобраться, что это за состояние и как оно появляется.
Когда тело испытывает нужду в пище, оно посылает мне сигналы, чтобы я шёл на кухню и готовил себе обед. В противном случае голод будет усиливаться, и я буду испытывать всё больший и больший дискомфорт. Точно так и с жизнью души. Она также может голодать. В эти моменты я чувствую острую нехватку чего-то, мне пусто внутри. И тогда я начинаю искать какой-нибудь способ, чтобы утолить эту жажду и вернуться в состояние покоя. Этой душевной едой может быть всё, что угодно: поговорил с любимым человеком — наполнился; послушал красивую музыку — опять же получил удовлетворение; купил красивую и удобную вещь — до вечера хожу довольный. Всё это нормально и естественно, как завтракать, обедать и ужинать. Это ещё не вожделение. Вожделение появляется тогда, когда я хочу, чтобы вся моя жизнь превратилась в один сплошной момент удовольствия от приёма пищи. Все свои мысли, чувства, слова и поступки я начинаю подчинять единственной цели — поиск того самого состояния лёгкости и эйфории, которое я испытал, когда получил желаемое. Мне становится сложно переживать будни. Они превращаются для меня в день сурка. Вечно мне чего-то не хватает и что-то меня не устраивает, хотя вроде бы всё есть, чтобы не умереть с голоду. Для удовлетворения своего вожделения я намечаю объект, которым хочу завладеть, и, как торпеда, иду к цели, распихивая локтями всех вокруг. Желая получить удовлетворение, мы зачастую помимо своей воли наносим вред окружающим и провоцируем конфликты.
Важно понимать, что апостол обращается не к язычникам. Он обращается к христианам. Коварство вожделения в том, что оно живучее. И я продолжаю быть им одержимым даже в самых лучших своих проявлениях. Даже будучи по имени христианином, я продолжаю порой думать лишь о себе и о том, как бы достичь своих корыстных целей. Апостол Иаков напоминает нам, что это путь в никуда. Ничто и никогда не сможет удовлетворить голод моей души так, как Бог. А входит Он в неё лишь тогда, когда я перестаю гнаться за удовольствием и всю свою жизнь подчиняю Евангелию. То есть во всех своих делах следую не своим хотелкам, а ищу во всём волю Творца и пытаюсь быть полезен тем, кто меня окружает. Так моя жизнь постепенно превращается в служение. Вожделение уходит из неё. А вместе с ним уходит пустота и голод души, в которой постепенно поселяются мир, полнота и покой.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема