
Недавно меня спросили о том, каким был мой путь в бизнесе, сразу ли все у меня получалось, что помогало преодолевать трудности?
Это дало повод осмыслить мои ценности. Ответила я примерно так:
Конечно, не все получалось, было много ошибок и падений. В какой-то момент я поняла, что моя жизнь меня устраивает. Я перестала винить окружающих и внешние обстоятельства в том, что она «не такая». Полностью взяла отвественность за то, что происходит у меня на работе, в семье, со здоровьем. На листке бумаги написала все, что я хотела бы изменить, прописала план действий и пошла по нему. Спустя время это принесло свои плоды.
Но к такому способу действий я пришла не сразу. Был у меня момент перекоса в жизни. Если до воцерковления я полностью полагалась только на себя, то после произошел перегиб в другую сторону — полное сбрасывание с себя ответственности за то, что происходит.
Когда я 12 лет назад воцерковилась, просто летала. Жизнь текла, и мне казалось, что Бог везде и стоит мне о чем-то подумать, как тут же все будет у меня без каких-либо усилий. Но все пошло не так. Я молилась и не слышала ответа. Плыла по течению, предоставив свою жизнь Богу, ждала изменений в жизни и решения проблем, не прилагая к этому своих усилий. Если быть точнее, то пыталась походить на великих подвижников начальных веков со смирением принимающих все обстоятельства жизни. Но ничего не менялось, проблемы не решались, а я все продолжала ждать «помощь Божию».
Когда болела, вычитывала молитвы, вместо того чтобы идти к врачу.
Когда мне близкие намекали, что можно и заняться собой, сделать, например, прическу, я надевала маску псевдодуховности и говорила, что мне это ни к чему.
Когда со мной поступали не очень красиво, я, якобы, смирялась и терпела в то время, как во мне кипели обиды.
Что не так? Почему жизнь так несправедлива? А может Бога нет? — задавала я вопросы, постепенно доводя себя ими до изнеможения. Пока однажды Господь не смилостивился надо мной и не послал мне отца Константина. Это был прекрасный человек с большим жизненным опытом и добрым сердцем, который отнесся ко мне по-отечески. Он много беседовал со мной и с терпением и любовью отвечал на вопросы сквозь мои рыдания.
Он сказал мне, что у Паисия Святогорца есть красивое сравнение человека с птицей. Мы летим по жизни и ко спасению при помощи двух крыльев: первое крыло — это помощь Божия, второе крыло — это воля человека. Ничего нет плохого, чтобы предать себя в руки Бога, плохо, когда ты снимаешь с себя ответсвенность, не хочешь ничего делать сам, думая: я посижу, а Бог все сделает за меня.
От нас ведь тоже многое зависит. Когда болеешь нужно идти к врачу, если тебя обижают, простить обидчика, но не допускать издевательства над собой, помнить, что ты женщина и не пугать всех своим внешним видом.
Вот это был переломный момент. И что самое удивительное, как только я преодолела свою слабость, лень, перестала предъявлять претензии к оружающим, чудным образом, а точнее с помощью Божией, все начало устраиваться. Как здорово идти по жизни с благодарностью, принимая испытания, трудясь и меняя себя — в этом определнно есть красота и чудо жизни!
Сейчас я понимаю, что все могу, но не сама по себе, а в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.