
Недавно меня спросили о том, каким был мой путь в бизнесе, сразу ли все у меня получалось, что помогало преодолевать трудности?
Это дало повод осмыслить мои ценности. Ответила я примерно так:
Конечно, не все получалось, было много ошибок и падений. В какой-то момент я поняла, что моя жизнь меня устраивает. Я перестала винить окружающих и внешние обстоятельства в том, что она «не такая». Полностью взяла отвественность за то, что происходит у меня на работе, в семье, со здоровьем. На листке бумаги написала все, что я хотела бы изменить, прописала план действий и пошла по нему. Спустя время это принесло свои плоды.
Но к такому способу действий я пришла не сразу. Был у меня момент перекоса в жизни. Если до воцерковления я полностью полагалась только на себя, то после произошел перегиб в другую сторону — полное сбрасывание с себя ответственности за то, что происходит.
Когда я 12 лет назад воцерковилась, просто летала. Жизнь текла, и мне казалось, что Бог везде и стоит мне о чем-то подумать, как тут же все будет у меня без каких-либо усилий. Но все пошло не так. Я молилась и не слышала ответа. Плыла по течению, предоставив свою жизнь Богу, ждала изменений в жизни и решения проблем, не прилагая к этому своих усилий. Если быть точнее, то пыталась походить на великих подвижников начальных веков со смирением принимающих все обстоятельства жизни. Но ничего не менялось, проблемы не решались, а я все продолжала ждать «помощь Божию».
Когда болела, вычитывала молитвы, вместо того чтобы идти к врачу.
Когда мне близкие намекали, что можно и заняться собой, сделать, например, прическу, я надевала маску псевдодуховности и говорила, что мне это ни к чему.
Когда со мной поступали не очень красиво, я, якобы, смирялась и терпела в то время, как во мне кипели обиды.
Что не так? Почему жизнь так несправедлива? А может Бога нет? — задавала я вопросы, постепенно доводя себя ими до изнеможения. Пока однажды Господь не смилостивился надо мной и не послал мне отца Константина. Это был прекрасный человек с большим жизненным опытом и добрым сердцем, который отнесся ко мне по-отечески. Он много беседовал со мной и с терпением и любовью отвечал на вопросы сквозь мои рыдания.
Он сказал мне, что у Паисия Святогорца есть красивое сравнение человека с птицей. Мы летим по жизни и ко спасению при помощи двух крыльев: первое крыло — это помощь Божия, второе крыло — это воля человека. Ничего нет плохого, чтобы предать себя в руки Бога, плохо, когда ты снимаешь с себя ответсвенность, не хочешь ничего делать сам, думая: я посижу, а Бог все сделает за меня.
От нас ведь тоже многое зависит. Когда болеешь нужно идти к врачу, если тебя обижают, простить обидчика, но не допускать издевательства над собой, помнить, что ты женщина и не пугать всех своим внешним видом.
Вот это был переломный момент. И что самое удивительное, как только я преодолела свою слабость, лень, перестала предъявлять претензии к оружающим, чудным образом, а точнее с помощью Божией, все начало устраиваться. Как здорово идти по жизни с благодарностью, принимая испытания, трудясь и меняя себя — в этом определнно есть красота и чудо жизни!
Сейчас я понимаю, что все могу, но не сама по себе, а в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе.
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 42. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В эти дни церковного года мы празднуем Светлое Христово Воскресение — Пасху. Печаль Великого поста сменилась пасхальной радостью, но, несмотря на это, наша жизнь осталась прежней, и мы все также не можем не переживать из-за происходящего вокруг нас. С одной стороны — возвещаемая Церковью Победа Спасителя над смертью, с другой — вокруг нас всё та же смерть во всем многообразии её проявлений, более того, она не только вокруг, она и внутри нас, и невозможно её не чувствовать. Что с этим делать? Как церковное ликование о Христе Воскресшем сделать нашим внутренним достоянием? Удивительно, но ответом нам будет ветхозаветный поэтический текст, а именно — звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 42-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 42.
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Только что нами услышанный псалом разделён на две части: в первой из них псалмопевец говорит о несправедливости мира и о том, что Бог покинул праведника, позволив врагам одолеть его. У слов автора этого псалма Давида были весомые основания так говорить, ведь он неоднократно оказывался в крайне непростых ситуациях, иногда ему казалось, что выхода нет, и он вот-вот погибнет. Очевидно, что 42-й псалом был им составлен в один из таких моментов жизни. Вместе с этим у псалма есть и другое значение — духовное, и здесь под оскорблением от врагов стоит понимать те раны, которые нам неустанно наносит «князь мира сего» (см. Ин. 14:30), то есть диавол. Он пытается уничтожить нашу духовную радость, в том числе и пасхальную, он с неизбежностью будет пытаться сделать так, чтобы радость померкла под натиском тех проблем, которые нам кажутся неразрешимыми, или же под натиском греховных искушений, которым мы зачастую оказываемся неспособны сопротивляться.
Об этом сказано в первой части псалма, вторая же часть открывает нам секрет борьбы с оскорбляющим нас врагом рода человеческого, и начинается эта часть с воззвания Давида к Богу: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои» (Пс. 42:3). Если вспомнить, что Давид имел в виду в первую очередь борьбу со своими физическими врагами, то получается нечто удивительное: он не просит от Бога помощи в одолении врагов, не просит верных союзников и крепкое оружие, он не просит ничего из того, что может пригодиться на брани, Давид совершенно неожиданно молится о свете и истине. Из Нового Завета мы знаем, что Свет и Истина — это одни из имён Второго Лица Святой Троицы Господа нашего Иисуса Христа, об этом, толкуя 42-й псалом, напоминал, к примеру, святитель Кирилл Александрийский: «Движимый пророческим духом и чрез него предведая будущее, блаженный Псалмопевец помышлял, что род человеческий не иначе может быть спасён, как чрез одно только явление Сына Божия, имеющего силу всё легко преобразовывать по Своему желанию».
Действительно, Сын Божий — Спаситель мира — может всё преобразовать по Своему желанию. Он без всякого физического оружия может одолеть врагов Давида, Давид об этом знал, и его упование не было посрамлено — Господь помог ему, и царь не погиб. Может Сын Божий преобразовать и нашу печаль в ликующее пасхальное торжество. Надо лишь обратиться к Нему с искренней сердечной молитвой, и мир — вокруг и вовне — станет совсем иным, он станет пасхальным!
Псалом 42. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 42. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 42. На струнах Псалтири
Молитва о защите
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня.
2 Ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
28 апреля. О смысле первого чуда Христа

Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».
О смысле первого чуда Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Святой апостол Иоанн Богослов, следя внимательно за каждым словом и действием Божественного Учителя, указывает нам, когда Христос начал совершать чудеса. А так как чудо — признак Божественного посланничества, то через это Евангелист дает нам понять, что именно с этого момента для окружающих начало открываться Божественное достоинство Иисуса из Назарета. Именно чудеса становились для окружающих бесспорным доказательством слов Спасителя. А Он открывал знания о Своем Небесном Отце, о Себе, как Сыне Божьем, и о Святом Духе, уверяя всех, что говорит не о трех Богах, а о едином истинном Боге. Так как учение было новым и неудобопонятным для слушающих, то в подтверждении Своих слов Христос совершал чудеса, как Он Сам и сказал: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим». И добавил: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня». Через эти дела, чудеса Господа, не только ученики, но и мы с вами верим, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, надеемся получить жизнь вечную.
Все выпуски программы Актуальная тема