
Когда мне было 18 лет, мне посчастливилось какое-то время трудиться сиделкой у пожилой схимонахини. Она была лежачая. Мы за ней ухаживали, читали Евангелие. На дом приходил священник ее причащать. Я тогда только начинала воцерковляться, и для меня этот опыт был действительно подарком.
Удивительным образом дом, где она жила находился недалеко от моей работы. Меня иногда просили оставаться с ней на ночь. Матушка плохо спала. И часто ночи получались беспокойными. А с утра мне уже идти на работу.
Однажды я очень устала за день, сильно хотела спать. И вот, вечером, часов в 11 меня позвала матушка. Я села рядом с ней. И вдруг она меня спросила:
— Зачем ты носишь камни в себе?
— Какие камни? — я даже сразу не поняла. .
— Камни, которые разрушают твое здоровье. Камни, которые не дают тебе взлететь и радоваться по-настоящему. Так действует в нас нераскаянный грех. Мы все грешим, не это страшно, страшно, когда мы не приносим покаяние.
В ту ночь я много плакала, а с утра не смогла пойти на работу. Вместо этого я пошла в Александро-Невскую лавру на генеральную исповедь.
Генеральная — это долгая и глубокая исповедь во всех грехах, совершенных человеком с самого детства и до настоящего дня. За ночь я исписала целую тетрадь, вспоминая все грехи. С этой тетрадкой подошла к пожилому человеку с длинной седой бородой — это был игумен монастыря. Выслушав меня, он сказал очень важные слова, которые я ношу с собой всю жизнь.
Тогда я буквально вылетела из лавры, почувствовав на душе невероятную лёгкость и радость. Это был момент, разделивший жизнь на «ДО» и «ПОСЛЕ».
Я вышла обновленная, освобожденная от тяжелого груза прошлого. Душа избавилась от того, что ее сдавило. Хорошо сказал о пользе данного таинства Паисий Святогорец — «Покаянием человек может изменить решение Бога».
И важно, покаявшись, не просто избегать впредь исповеданного греха, но совершать действия, противоположное ему. Например, если обидел кого-то, то нужно не только попросить прощения, но и подарить человеку эмоции радости и тепла. Если склонен объедаться, поделись пищей с бездомным и применяй практику воздержания, соблюдай посты. Так просто и так важно. Побеждать зло добром! И тогда меньше камней будет наваливаться на душу!
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О словах из послания Апостола Павла к римлянам

В 3-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Нет делающего добро, нет ни одного».
О понимании этих слов — игумен Назарий (Рыпин).
Святой апостол Павел говорит о том, что никто не оправдывается перед законом. И хотя закон дан был иудеям — они тоже не исполняли закон. Именно закон духовный прежде всего. Закон больше дан для того, чтобы явился грех, как говорит апостол. Но не оправдываются законом ни иудеи, ни эллины. И как раз в свидетельство того, что все под грехом, он и приводит эти слова и много других слов, цитируя Священное Писание Ветхого Завета.
Говоря о том, что мы оправдываемся только верой в Иисуса Христа, который искупил человеческий род, который взял вину наших прегрешений на себя. И именно верой в Него мы оправдываемся, чтобы человек не надеялся лишь на собственные дела.
И, конечно же, состояние духовное не только современников апостола Павла, но и нас с вами, и во все времена, не самое лучшее, потому что человек так или иначе согрешает. Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников.
Поэтому, безусловно, мы уповаем не на собственные дела, не на то, что мы делаем перед Богом, но на ту веру, исходя из которой мы эти дела совершаем, безусловно. Потому что вера без дел тоже мертва, но всё же мы не надеемся только на свои дела. То есть нужна вера, которая является действенным началом, руководящим началом к нашей деятельной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О духовном смысле Апостольского поста

Сегодня 16 июня. Начало Апостольского поста.
О его духовном смысле — священник Родион Петриков.
Сегодня начинается Апостольский пост. Время, когда Церковь призывает нас пройти вслед за учениками Христа, которые постились перед тем, как отправиться на проповедь по всему миру.
Но что делает этот пост таким особенным? Конечно, это не только просто традиции или пищевые ограничения. Апостольский пост — это школа внутренней свободы, где мы учимся подчинять тело духу, а шум повседневности — тишине молитвы.
В Нагорной проповеди Христос говорит нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры». То есть важно не превратить пост в формальность, а наполнить его смыслом. Истинный пост — это не только отказ от скоромного, но и активная любовь,прощение обид, помощь ближнему и борьба со своим эгоизмом.
В мире, где все мгновенно — от еды до информации,— пост становится противоядием от поверхностного отношения к жизни. Пост замедляет нас, чтобы мы могли услышать Бога, ближних и самих себя. Как апостолы готовились к служению через пост и молитву, так и мы через эти дни можем стать ближе к тем, кто страдает, и яснее понять свое призвание.
Пусть этот Апостольский пост станет для нас не тяжкой обязанностью, а дорогой к духовной радости, той, что рождается, когда мы жертвуем малым ради великого: временем ради молитвы, комфортом ради милосердия и гордыней ради смирения.
Все выпуски программы Актуальная тема