Иак., 54 зач., III, 1-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как убедить своих близких в том, что им необходимо поверить в Бога и пойти в Церковь? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й главы соборного послания апостола Иакова, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Иаков призывает нас внимательно следить за своим языком. Если присмотреться, то речь идет не о просто о бытовой болтовне. Начинает апостол с предостережения: «не многие делайтесь учителями». И речь дальше идёт не просто о словах, но именно о словах учителя. И не простого учителя, а учителя мудрости, учителя жизни, человека, который в глазах окружающих имеет огромный авторитет, а его речь зачастую принимается как инструкция к действию. Если такой человек не имеет того опыта, на который претендует, то его слова могут нанести самый тяжкий вред слушателям.
На страницах Нового Завета находим множество подобных случаев. Писание называет таких людей лжеучителями и даже антихристами. Все они прикрывались именем Христа, но, по сути, проповедовали собственное учение. Так, например, были те, кто пытался сделать из христианства разновидность иудаизма, и настаивал на соблюдении иудейских законов и ритуалов. Были такие, кто жил не так, как призывал жить других. Были те, кто учил, не имея элементарных знаний о том предмете, о котором говорил. Наконец, были те, кто учил, потакая прихотям толпы. И люди слушали их, шли за ними и это приносило вред не только их душе, но и телу. Язык псевдо-наставников становился для их горе-учеников неудержимым злом, исполненным смертоносного яда, как сказал Иаков.
Как это касается нас с вами? Кто не испытывает чувство глубокого удовлетворения, когда окружающие признают в нём авторитет, советуются с ним и внимательно слушают его советы? И порой это оправдано и закономерно. Например, если я специалист и профессионал в своём деле и в мои обязанности входит передать свои знания, умения и навыки подрастающему поколению. Однако нередко с таким же видом знатока мы пытаемся навязать окружающим свои представления о жизни в целом и о духовной реальности в частности. Мы с лёгкостью объясняем окружающим, что Бог хочет от них и почему в их жизни происходят те или иные события. Поэтому предостережения апостола Иакова звучат и для нас. «Поостерегись рассуждать о духовной жизни с видом знатока, — говорит он мне. — Если ты прочитал на эту тему на 10 книг больше, чем твои собеседники, это ещё не означает, что ты приобрёл опыт». Хотя иллюзия эта во мне очень живуча. Именно она толкает меня объяснить близким, как им надо поступать правильно, чтобы наладить свои отношения с Творцом. Печально, но нередко эти благие намерения заканчиваются бедой. Ведь то, что я говорю, я знаю лишь в теории.
Поэтому почаще будем приводить себе на память слова Христа: старайтесь жить так, чтобы люди, видя ваши добрые дела, славили Отца вашего Небесного. То есть сначала дело, потом слово. Самое сильное слово — это слово от опыта. Апостолы свидетельствовали о том, что, как говорит Писание, «видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши». Так и нам необходимо не просто делиться информацией о своей вере, но свидетельствовать о ней своей жизнью. Чтобы окружающие, заметив в нас позитивные изменения, сами спросили: расскажи, что именно мне надо сделать, чтобы получить то, что есть у тебя. В этом случае, как советует апостол Павел, мы должны поделиться с ними своим опытом с кротостью и смирением. Но если такого запроса нет, лучше не навязываться, не вступать в пустые споры и прения. Но продолжить терпеливо и усердно исполнять Евангельские заповеди во всех своих делах.
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема











