
В один из последних дней августа я решила съездить с сыновьями в «Музей лягушки», который находится в Дмитрове. Ехать нужно было на электричке, и мы, чтобы не опоздать, заранее пришли на платформу.
Электричка уже стояла, но двери были закрыты. До отправления было еще минут пятнадцать. Пришли мы очень заранее.
Первые пять минут ожидания прошли спокойно, мы с ребятами разглядывали, как сцеплены между собой вагоны, всё обсуждали. Но, конечно, еще через пару минут мой младший, шестилетний Лука, устал. И началось нытье. Ох, это детское нытьё! Кто в силах его выдержать?
Двери электрички по-прежнему оставались закрыты, в вагонах темно. Ждать еще десять минут. Лука уже изнывает, не может дождаться, когда мы зайдем и сядем. Во мне тоже нарастает напряжение, и появляются мысли, мол, зачем я всё это затеяла, всю эту поездку, ведь можно было просто провести день дома в относительном спокойствии.
И вдруг Лука спрашивает: «Можно я постучу в двери?».
Конечно, я, зная, что машинист откроет двери только за пару минут до отправления, с высоты своей взрослости, говорю снисходительно: «Ну, постучи». И вот, Лука подходит к дверям, стучит, и не успевает он еще убрать руку, как двери открываются.
Это было так внезапно и так просто, что несколько секунд мы просто стояли на месте. Потом, конечно, дети с радостными восклицаниями забежали в вагон и стали занимать места. А я, после первого удивления, попыталась объяснить себе произошедшее:
Просто подошло время открыть двери. Или машинист каким-то образом увидел Луку, который постучал, и решил так отреагировать. Но как бы я ни пыталась рационально объяснить себе именно эту ситуацию, в голове сразу возникли слова Христа: «Стучите и отворят вам», сказанные ученикам в Евангелии от Луки. Обратите внимание — в Евангелии от Луки!
И вот мой сын Лука поступил именно так, он просто постучал. Да, это было очень наивно, совершенно по-детски, но ведь открыли! Открыли не раньше, не позже, а именно в момент, когда совершенно не осталось сил ждать, и единственная надежда у Луки была на то, что он постучит, и двери откроются.
И я сейчас думаю, а сколько бы прождала я со своим взрослым скептицизмом и уверенностью, что откроют только тогда, когда придет время. Ведь я-то не стала стучать, я же не маленькая, понимаю, да?
А вот и нет. Оказалось, что я мало чего понимаю. И вся моя уверенность, весь мой скептицизм — абсолютное ничто по сравнению с наивной верой маленького ребенка, к которой призывает нас Господь. Именно с такой верой мы должны просить, искать и стучать. Не со всем своим знанием, не со всем своим опытом, нет, не это нужно от нас Богу. Ему нужна наша детская вера, искреннее доверие. И только тогда будет нам дано, тогда найдём, и тогда нам отворят.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер