В январе 1956 года в доме номер 84 на улице Чкалова произошло необъяснимое явление. Молодёжь праздновала Новый год, после застолья пары стали кружиться в танце. Одна из гостей, Зоя Карнаухова, не могла дождаться своего кавалера по имени Николай – он пообещал ей придти на пирушку, да, видно, обманул. Раздосадованная девушка схватила из божницы икону: «Раз так, я буду танцевать с Николой Угодником!». Приятели, хоть и считали себя атеистами, оторопели от такой дерзости: «Остановись, Зоя! Разве так шутят?». Но её невозможно было остановить: «Если Бог есть, то пусть он меня накажет!».
Через несколько секунд этого жуткого танца в комнате раздался шум ветра, ударила молния. Когда присутствующие пришли в себя, Зоя стояла посреди комнаты белая, как мел. Ни сдвинуть девушку с места, ни взять у неё из рук икону оказалось невозможно – она словно окаменела и вросла в пол. При этом жизнь теплилась в ней – сердце билось. По городу стремительно разлетелись вести о необычайном явлении, у дома, где произошло страшное чудо, стала собираться толпа. Власти города делали всё, чтобы остановить распространение слухов, да разве это реально?
Позднее оказалось, что все очевидцы Зоиного стояния по разным причинам покинули город. И всё-таки некоторые свидетельства сохранились и до наших дней. Так, священник Виталий Калашников рассказал, что тётка его матери, Анна Павловна Калашникова, будучи врачом скорой помощи, обслуживала вызов в тот самый 84 дом на Чкалова. Она пыталась помочь окаменевшей девушке, сделать укол, но тщетно – иглы шприца ломались о тело, как о камень.
На Рождество в доме, где стояла Зоя, некий иеромонах Серафим отслужил водосвятный молебен, после чего смог взять из рук Зои образ святителя Николая. Есть мнение, что это был никто иной, как известный старец Серафим Тяпочкин. По другой версии, молебен служил тогдашний настоятель храма Петра и Павла Серафим Полоз, вскоре осуждённый.
Зоино стояние продолжалось 128 дней, вплоть до Пасхи. Вернуть девушку к жизни смог некий таинственный дедушка, который вошёл в дом, необъяснимым образом преодолев милицейские кордоны. «Устала стоять, милая?», - ласково спросил он страдалицу, и после этого она начала оживать.
Неясно, что стало с Зоей в дальнейшем. Последняя надежда отыскать ключ к этой истории сгорела в 1997 году вместе с документами во время пожара в Куйбышевском милицейском архиве.
Единственный очевидец загадочных событий – старенький дом на улице Чкалова, с каждым годом всё больше врастает в землю. Не исключено, что вскоре он будет снесён. Однако напротив него недавно в память о Зоином стоянии был установлен памятник святителю Николаю под золотой сенью.
Споры не умолкают – было Зоино стояние или это только легенда? Бесспорно одно – после Пасхи 1956 года в Куйбышеве ожила не только Зоя, ожила вера в Бога в сердцах многих людей.
«Журнал от 26.12.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Анна Леонтьева, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Рождественские подкасты Академии журнала «Фома»;
— Яркие моменты из работы на Радио ВЕРА в 2025 году;
— Старение человека — как не бояться и принимать это, как дар от Бога?
— Как не терять время, не тратить впустую, а использовать на благо.
Все выпуски программы Светлый вечер
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия












