Отсчёт истории города Тамбова начался 17 апреля 1636 года. В этот день в русской крепости на реке Цне по указу царя Михаила Романова заложили соборную церковь в честь Преображения Господня. С самого начала существования собора в нём пребывал список Казанского образа Божией Матери, почитаемого государем.
Летопись сохранила сведения о первом чуде Тамбовской иконы Богородицы. В декабре 1695 года, в день празднования «Николы зимнего» из очей Пречистой Девы потекли слёзы. Свидетелями необычайного явления стали многие горожане. С того времени Казанскую икону стали почитать как чудотворную. Как написано в историческом документе, она «посетила много домов в городе и за городом и осушила немало слёз у несчастных».
В 1861 году, при Тамбовском епископе Феофане (Говорове) Казанский образ одели в серебряную позолоченную ризу, украшенную топазами, бирюзой и аметистами. Икона хранилась в нижнем храме Спасо-Преображенского собора под стеклом в деревянной резной раме.
Наряду со слезоточивым образом, в Тамбове почитали ещё один список Казанского образа Божией Матери. Его происхождение связано с именем епископа Тамбовской епархии Питирима. В марте 1686 года этот владыка распорядился на всех крепостных башнях поместить иконы Божией Матери. Образ для южных ворот тамбовской крепости, святитель, согласно Преданию, написал сам. После того, как крепостную башню разобрали, Казанскую икону Богородицы перенесли на второй этаж Спасо-Преображенского кафедрального собора.
В советское время в Спасо-Преображенском соборе устроили краеведческий музей. Оба списка Казанской иконы Божией Матери были утрачены. Сегодня изображения почитаемых в Тамбове образов сохранились лишь в качестве иллюстраций в одной из дореволюционных книг, посвящённых святителю Питириму Тамбовскому.
Все выпуски программы Небесная Заступница
5 ноября. О наших просьбах к Богу
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам».
О наших просьбах к Богу — священник Николай Конюхов.
Когда мы обращаемся с просьбой к Богу, нужно избежать двух крайностей. С одной стороны, нужно быть уверенным, то есть нужно достаточно настойчиво просить у Бога об исполнении своей молитвы. Помним ту женщину, которая прикоснулась ко Христу, несмотря на общественное порицание, несмотря на страх, и Господь похвалил её и сказал: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасёт тебя».
Но с другой стороны, нужно уметь принимать отказ от Бога и предоставить возможность, некую свободу тому, чтобы Он ответил нам «нет». То, как Иисус Христос сам молился в Гефсиманском саду, говоря: «Господи, если можно, пускай пройдёт мимо Меня эта чаша, но будет не Моя воля, но Твоя».
Поэтому, конечно, нужно настойчиво просить: «Господи, мне очень нужно вот то-то, то-то», — но в конце обязательно прибавлять: «Да будет святая воля Твоя».
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О благодарении Бога Отца через Христа

В 3-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца».
О благодарении Бога Отца через Христа — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Источник всех благ — Бог. Это аксиома. Человек — образ Божий, поэтому, как на любимое дитя, на него распространяется излияние Божьей благости. Как следствие, человек тоже становится источником блага.
Христос говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Собственно, апостол Павел повторил эту же мысль о благодарении Бога и воздаянии приличной Ему славы. Ведь естественное состояние человека — благодарить Бога за Его благодеяния.
Почему благодарим Бога Отца через Сына? Потому что Христос стал посредником между Небесным Отцом и нами. У людей без Него не получалось обращаться к Создателю, мешала воздвигнутая ими стена греха и проклятия. Сын Божий разрушил эту стену и дал нам возможность с дерзновением обращаться к Небесному Отцу.
Иоанн Богослов так говорит: «Мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Апостол Павел добавляет: «Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас».
Поэтому и благодарение Отцу через Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 ноября. О творчестве Михаила Муравьёва

Сегодня 5 ноября. В этот день в 1757 году родился поэт и государственный деятель Михаил Никитич Муравьёв.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот выдающийся государственный муж и творческий человек, художник слова, в армии начинал свою службу солдатом, а закончил генерал-майором. Благодаря неутомимому труду над собой, он стал почётным академиком.
Ему мы обязаны основанием многих факультетов университета, в том числе медицинского, и открытием почти всех гимназий в Москве.
Обладая незаурядным литературным даром и соответствующим образованием, Михаил Никитич был преподавателем словесности при Екатерине II, цесаревиче Александре, будущем императоре, и Константине.
Государь Александр I, искренне любивший своего учителя, когда взошёл на престол, сделал его главой своего кабинета, и это была весьма ответственная должность, суть которой — рассматривание поступающих документов и подготовка аудиенций у государя.
Литераторам будет небезынтересно узнать, что Михаил Никитич, последователь сентиментализма, являлся основателем интересного жанра лёгкой, то есть не лишённой иронии и шутливости, поэзии. И скрытые цитаты из творчества Муравьёва мы найдём даже в «Евгении Онегине».
Все выпуски программы Актуальная тема







