Иногда, бывает, холодным и пасмурным вечером переслушиваю песни моей юности. Например, старые песни «Машины времени»…
Бывают дни, когда опустишь руки,
И нет ни слов, ни музыки, ни сил.
В такие дни я был с собой в разлуке
И никого помочь мне не просил.
И я хотел идти куда попало,
Закрыть свой дом и не найти ключа.
Но верил я - не все еще пропало,
Пока не меркнет свет, пока горит свеча.
Эта свеча, своим огоньком поддерживающая надежду, видится мне порой – свечой церковной.
Обычай зажигать свечу в храме Божием берет свое начало в далекие первые века христианства, когда еще никаких храмов у христиан не было, когда они собирались на Литургию тайно, в катакомбах, в лесах, по домам ночью, и славили Христа при свете масляных ламп или факелов. А если вспомнить времена Завета Ветхого – то всегда в храме горели светильники, ведь свет издревле был символом Божественной славы…
Иногда священники и прихожане сетуют на людей малоцерковных, мол, приходят в храм только для того, чтобы свечки ставить, а в Законе Божием и Богослужении мало кто разбирается. Мало того – со свечами связано у людей нецерковных и немало суеверий: не перепутать, какая свечка за здравие, какая – за упокой, с какого конца ее следует зажигать, если не догорела до конца или трещит во время горения – быть беде… Конечно, всего этого, увы, хватает. Но все же, на мой взгляд, прийти в храм и зажечь свечку – это уже хорошо. Когда мы ставим свечу на церковный подсвечник и пытаемся, пусть и неумело, помолиться о друге, попавшем в беду, или о своих умерших родных и близких, мы тем самым незримо участвуем в большом важном деле – деле любви. А главное – за то время, пока стоим в тишине храма и смотрим на живой огонек свечи, можем хоть немного побыть в стороне от ежедневной суеты, хоть немного побыть наедине со своей душой и разглядеть путь, который ведет к небу ….
И пусть сегодня дней осталось мало,
И выпал снег, и кровь не горяча.
Я в сотый раз опять начну сначала,
Пока не меркнет свет, пока горит свеча.
8 сентября. Об отличительных признаках апостолов

В 12-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Признаки апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами».
Об отличительных признаках апостолов — епископ Черняховский и Славский Николай.
Апостол — это тот, кто послан на проповедь. Апостол должен быть таким, чтобы люди ему поверили. И признак апостольства, о котором говорит апостол Павел, — соответствие проповеди и жизни апостола. Если он проповедует любовь, но не имеет любви, или если он проповедует силу Божию, но слаб в молитве, если он проповедует терпение и смирение, а сам горд и нетерпелив, то он лжец. Ему не поверят.
Неудивительно, что и сейчас отношение к священнику, как к проповеднику, зависит от его дел, от его жизни. Но не только священники и епископы несут апостольское служение в нашей Церкви.
Наша Церковь — апостольская, так говорится в Символе веры. Это означает, что она основана апостолами, но это же означает, что каждый христианин призван к апостольству.
Некоторые не умеют хорошо сказать, но каждый может проповедовать своей жизнью. Любовь к ближнему, твердая вера, смирение, терпение — это признаки современного апостольства, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 сентября. О почитании Владимирской иконы Божьей Матери

Сегодня 8 сентября. Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в 1395 году.
О почитании Владимирской иконы Божьей Матери — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Владимирская икона Пресвятой Богородицы является одной из самых почитаемых святынь нашего Отечества. С ней неразрывно связана судьба Русской Православной Церкви и нашего народа.
К ней обращались благочестивые предки в самые тяжёлые дни испытаний, и когда на Москву надвигался хан Тамерлан и хан Золотой Орды Ахмат, а также хан Мехмед Гирей. Не забыли верующие люди этот образ и в годы Великой Отечественной войны, когда к Москве подступали фашистские захватчики. К Царице Небесной наш народ обращался всегда на всём протяжении христианской истории на Руси.
Владимирский образ Божией Матери, написанный, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, обращает наш взор к самому началу новозаветной истории, делая молящихся духовно сопричастными Богородице, Которой Господь верил в лице Иоанна Богослова всех христиан.
Наш народ на деле убедился в силе заступничества Девы Марии, поэтому святой Её Владимирский образ как символ присутствия и покровительства Божьей Матери Русской земле будет вдохновлять наш народ жить по вере, в благочестии и силе Духа.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 сентября. О подлинной грамотности

Сегодня 8 сентября. Международный день грамотности.
О подлинной грамотности — протоиерей Артемий Владимиров.
Учение только тогда становится светом, когда в результате его душа человеческая сопрягается, находит союз с источником знания и ведения, предвечным словом, словом воплощённым, Господом Иисусом Христом, Которого апостол Павел именует Отчей премудростью и силой.
Взглядывая в самих себя и в окружающий наш мир, мы видим, насколько невежественны, омрачены и даже демонизированы могут быть люди, как будто многознающие, а между тем потерявшие связь с вечной любовью и миром, и кротостью, и чистотой, этими лучами, исходящими от Солнца правды, Христа.
Поэтому в Международный день грамотности хочется пожелать себе и всем нашим слушателям, дабы они раскрыли створки своего сердца и вобрали в глубины души свет божественного ведения.
Вера, единая вера во Святую Троицу, и раскрывает духовные горизонты, отверзает закрытые двери, позволяет видеть невидимое. Именно вера в воскресшего Иисуса и есть высшая грамотность, если вера растворена любовью.
И таким образом человек через веру в Бога и любовь к людям приобщается к спасительной и животворящей наше сердце благодати.
Все выпуски программы Актуальная тема