Хочу предложить вам небольшой эксперимент – стилистический. Прочту два текста. Сразу скажу, оба материала критикуют православных верующих, однако составлены в разных контекстах. Попробуйте, как говорится, почувствовать разницу. Итак, первый текст: «Крестный ход был одной из массовых форм одурманивания народа, отличался особым фанатизмом, ханжеством и лицемерием. Православная Церковь, тем самым умышленно распространяла мракобесие, чтобы обогащаться на темноте и суеверии народа».
Далее, как и водится, автор противопоставляет религию науке, говорит о том, что просвещенному человеку, конечно же, нечего делать в подобных местах. Это текст из журнала «Наука и религия», 1963 год.
А вот второй текст: «Мракобесие набирает силу», - это заголовок. «31 августа ветеринары России отметят День ветеринарного работника. Свой профессиональный праздник люди, казалось бы, научно-ориентированной отрасли отметят… в православном храме. Вместо исследований, научных разработок и медицинских мероприятий будем брызгать на лошадей водичкой — авось поможет. Судя по новостям, Россия только пятится назад, всё дальше скатываясь в мракобесие».
Вот такое трепетное переживание автора. Думаете, что это текст из того же советского журнала? Нет, это часть статьи, которая вышла в этом году в одном популярном интернет издании. Ну что, почувствовали разницу?.. Правильно, ее нет.
Впрочем, нет уже многого. Нет уже той страны, советской партократии, заказа высмеивать религию. Ничего этого нет. Более того, последние 20 лет интеллектуалы разных калибров говорят нам о том, что мы должны выдавливать из себя советские комплексы, преодолеть годы интеллектуального рабства, научится внутренней свободе. Все эти 20 лет мы вроде так и делали: знакомились с западной культурой, открывали для себя запрещенных авторов, имели возможность узнавать собственную духовную культуру. И многое изменилось. Привитие навыков самостоятельного мышления и здравомыслия помогли нам победить многие общественные комплексы. Но каким-то необъяснимым образом советское безбожие и привычка глумится над Церковью пережили все прививки. Среди либералов это даже становится модным. Надо сказать, что обычай глумится над ненавистным церковным миром – уже часть традиции. В 19-м веке это были Белинский, Герцен, Писарев. В 20 веке их беспокойный тон подхватили воинствующие безбожники. А теперь вот так называемые либеральные журналисты. Такое ощущение, как будто все это пишет один и тот же персонаж. Помните, как у Ильфа и Петрова – был такой газетчик Ляпис Трубецкой, который о чем бы ни говорил, все время выходило про Гаврилу. Так что же нам делать? Как реагировать? Раздражаться? Досадовать?
Священное Писание однозначно учит двум важным вещам: если уж и гневаться, то не согрешать, а если и давать ответ, то с кротостью и благоговением (Еф.4:26; 1Пет. 3:15). Как сочетать эти две максимы? Наверное, по принципу Исаака Сирина: ненавидеть надо грех, но не грешника. Это очень важный сюжет в контексте нашего разговора. Поэтому приведу этот отрывок из преподобного Исаака целиком. Он пишет: «Не унижай в чем-то ограниченных людей, потому что перед лицом Суда все будут равночестными. Люби грешников, но ненавидь дела их. Не пренебрегай людьми за недостатки их, чтобы самому не впасть в то же искушение. Помни, что и ты земной человек и делай добро всем».
Вот такой замечательный совет для верующих от преподобного Исаака Сирина. Но в завершение, для равного счета, хотел бы дать совет и неверующим, правда уже от другого Исаака: «Для того чтобы быть атеистом, некоторым, для начала, было бы не плохо узнать хотя бы, что такое Теос». Это слова руководителя Департамента образования г. Москвы Исаака Иосифовича Калины. И мне кажется оба мнения говорят об одном: люди, будьте взаимовежливы – это единственный критерий оценки того, что вы говорите, причем с точки зрения как Божьего, так и человеческого суда.
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.