
Апостол Павел
Еф., 218 зач., I, 16-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Где живёт Бог и как Его найти? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из первой главы послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел открывает христианам города Ефес, о чём именно он просит Бога, когда молится за своих близких. Все его ходатайства сводятся к одному простому прошению — «Господи, просвети им сердце, чтобы они познали Тебя». Именно это и подразумевают просьбы о даровании Духа премудрости и откровения. Дух Божий должен открыть христианам, какое богатство дал им Господь. Чтобы подчеркнуть значительность этого подарка от Бога, апостол Павел называет его «славным наследием», «безмерным величеством могущества», «державной силой». Вот о чём молится Павел. Он хочет, чтобы у всякого верующего ученика Христова, у каждого из нас, было живое ощущение того, что Бог направляет мою судьбу, что моя участь в Его заботливых руках. Одним словом, апостол просит Духа Божия просветить наше сердце с такой силой, чтобы у нас появилось чёткое осознание присутствия Бога в нашей жизни. Чтобы мы ясно увидели не только то, как Господь действовал в нашем прошлом и как привёл нас к нынешней временной точке, но и то, как Он действует рядом с нами и в нас прямо здесь и сейчас. Чтобы в каждом из нас поселилась живая уверенность в том, что Он уже продумал до мелочей мою дальнейшую жизнь, и все мои главные потребности будут удовлетворены. Чтобы будни перестали быть для нас пустой, однообразной рутиной и вереницей серых дней. Но чтобы у них появилась плотность, насыщенность, яркость. Чтобы каждое событие, даже то, которое кажется мелким и незначительным, ощущалось бы нами как значимое и наполненное глубоким смыслом.
По мысли апостола и по вере Церкви, этот подарок от Бога, уверенность в настоящем и будущем, способность переживать полноту бытия во всякий момент своей жизни, всякий христианин получает в Таинстве Крещения. Почему же тогда мы этого не ощущаем? Да просто потому, что наш духовный слуховой аппарат настроен на другую частоту. Представьте себе подростка, который с утра до вечера слушает тяжёлый рок, но вынужден сидеть в филармонии на концерте классической музыки; или человека, который вырос на голливудских блокбастерах в стиле «Человек-паук», но его заставили смотреть фильмы Андрея Тарковского; или ребёнка, который ничего кроме комиксов никогда не читал, а тут ему задали прочитать «Преступление и наказание» Достоевского. Каждый из них будет искать в спокойных, размеренных, созерцательных произведениях высокой классики следы яркой, кричащей, пёстрой попсы. Их чувства взвинчены и напряжены до такой степени, что они не умеют вслушиваться, всматриваться, принюхиваться. Они постоянно беспокоятся. Они суетятся. Они не могут сидеть на месте ровно. Необходима упорная работа, чтобы вывести их из этого психоза, чтобы их восприятие поменялось, и они начали ощущать глубину, красоту и величие настоящего искусства.
Так и мы, христиане, живём в благодати, но не ощущаем её. Наши чувства взвинчены. А всё потому, что наш ум постоянно занят мыслями о том, как бы мне не потерять своё и устроиться покомфортней в этой жизни. Мы наполнены страхами, что нам чего-то не хватит и мы куда-то не успеем. Что мы продешевим. И требуется упорная, целенаправленная работа, чтобы душа и сердце успокоились от этого безумия. Чтобы одержимость собственными идеями, эмоциями, вещами и людьми ушла. Эта работа известна — это тщательное исполнение евангельских заповедей. Во всех своих делах я должен искать не свою волю, а волю Бога и стараться быть полезным тем, кто меня окружает. Такая внутренняя установка и внешняя деятельность вкупе с участием в таинствах Церкви дают нам мир и покой. Настраивают наш внутренний слух на нужную волну. Лишь следуя этим путём, постепенно, порой неожиданно для себя мы обнаруживаем в глубине своей души то, что искали всю жизнь в окружающем мире. Мы начинаем осознавать Великую реальность божественного присутствия, Царство Божие, которое Господь дал нам Своей смертью и воскресением, дал даром, по своей безграничной милости и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема