Еф., 218 зач., I, 16-23.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Где живёт Бог и как Его найти? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из первой главы послания апостола Павла к Ефессянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел открывает христианам города Ефес, о чём именно он просит Бога, когда молится за своих близких. Все его ходатайства сводятся к одному простому прошению — «Господи, просвети им сердце, чтобы они познали Тебя». Именно это и подразумевают просьбы о даровании Духа премудрости и откровения. Дух Божий должен открыть христианам, какое богатство дал им Господь. Чтобы подчеркнуть значительность этого подарка от Бога, апостол Павел называет его «славным наследием», «безмерным величеством могущества», «державной силой». Вот о чём молится Павел. Он хочет, чтобы у всякого верующего ученика Христова, у каждого из нас, было живое ощущение того, что Бог направляет мою судьбу, что моя участь в Его заботливых руках. Одним словом, апостол просит Духа Божия просветить наше сердце с такой силой, чтобы у нас появилось чёткое осознание присутствия Бога в нашей жизни. Чтобы мы ясно увидели не только то, как Господь действовал в нашем прошлом и как привёл нас к нынешней временной точке, но и то, как Он действует рядом с нами и в нас прямо здесь и сейчас. Чтобы в каждом из нас поселилась живая уверенность в том, что Он уже продумал до мелочей мою дальнейшую жизнь, и все мои главные потребности будут удовлетворены. Чтобы будни перестали быть для нас пустой, однообразной рутиной и вереницей серых дней. Но чтобы у них появилась плотность, насыщенность, яркость. Чтобы каждое событие, даже то, которое кажется мелким и незначительным, ощущалось бы нами как значимое и наполненное глубоким смыслом.
По мысли апостола и по вере Церкви, этот подарок от Бога, уверенность в настоящем и будущем, способность переживать полноту бытия во всякий момент своей жизни, всякий христианин получает в Таинстве Крещения. Почему же тогда мы этого не ощущаем? Да просто потому, что наш духовный слуховой аппарат настроен на другую частоту. Представьте себе подростка, который с утра до вечера слушает тяжёлый рок, но вынужден сидеть в филармонии на концерте классической музыки; или человека, который вырос на голливудских блокбастерах в стиле «Человек-паук», но его заставили смотреть фильмы Андрея Тарковского; или ребёнка, который ничего кроме комиксов никогда не читал, а тут ему задали прочитать «Преступление и наказание» Достоевского. Каждый из них будет искать в спокойных, размеренных, созерцательных произведениях высокой классики следы яркой, кричащей, пёстрой попсы. Их чувства взвинчены и напряжены до такой степени, что они не умеют вслушиваться, всматриваться, принюхиваться. Они постоянно беспокоятся. Они суетятся. Они не могут сидеть на месте ровно. Необходима упорная работа, чтобы вывести их из этого психоза, чтобы их восприятие поменялось, и они начали ощущать глубину, красоту и величие настоящего искусства.
Так и мы, христиане, живём в благодати, но не ощущаем её. Наши чувства взвинчены. А всё потому, что наш ум постоянно занят мыслями о том, как бы мне не потерять своё и устроиться покомфортней в этой жизни. Мы наполнены страхами, что нам чего-то не хватит и мы куда-то не успеем. Что мы продешевим. И требуется упорная, целенаправленная работа, чтобы душа и сердце успокоились от этого безумия. Чтобы одержимость собственными идеями, эмоциями, вещами и людьми ушла. Эта работа известна — это тщательное исполнение евангельских заповедей. Во всех своих делах я должен искать не свою волю, а волю Бога и стараться быть полезным тем, кто меня окружает. Такая внутренняя установка и внешняя деятельность вкупе с участием в таинствах Церкви дают нам мир и покой. Настраивают наш внутренний слух на нужную волну. Лишь следуя этим путём, постепенно, порой неожиданно для себя мы обнаруживаем в глубине своей души то, что искали всю жизнь в окружающем мире. Мы начинаем осознавать Великую реальность божественного присутствия, Царство Божие, которое Господь дал нам Своей смертью и воскресением, дал даром, по своей безграничной милости и любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема