
Название иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — это молитвенное воздыхание, обращённое к Небесной Заступнице. Впервые образ с таким надписанием был создан в начале семнадцатого века в белорусском городе Шклове, под Могилёвом.
Неизвестный иконописец изобразил Божию Матерь горячо сострадающей молящемуся. Правой рукой Пречистая Дева удерживает Младенца Христа у себя на коленях, а левую прижала к Своей щеке. Приснодева чуть наклонила голову, Она словно размышляет, как помочь человеку, претерпевающему скорби. В руках Иисуса — развёрнутый свиток. На нём запечатлены слова из библейской книги пророка Захарии: «Суд праведный судите, милость и щедроты творите...; вдовицу и сироту не насильствуйте и злобу на брата своего в сердце не держите».
Первообраз иконы «Утоли моя печали» находился в Шклове в церкви Воскресения Христова и был утрачен после революции 1917 года. Но сохранился список, который, возможно, выполнил тот же иконописец. В 1655 году эту копию вывезли в Москву воины царя Алексея Романова, одержавшие под Шкловом победу над поляками. В столице икону поместили в храме святителя Николая в районе Садовники. Эта церковь не раз перестраивалась, и святыня затерялась. О ней забыли до случая, который произошёл 1760 году.
Некая дворянка из провинции долгое время страдала параличом. Однажды ей явилась во сне Божия Матерь. Царица Небесная велела отправляться в Москву и отслужить молебен в Никольском храме перед иконой «Утоли моя печали». Болящую привезли в церковь в Садовниках, но найти там чудотворный образ оказалось непросто. Реликвию отыскали на колокольне, среди ветхого скарба. Женщина помолилась Богородице перед святыней, и тут же исцелилась. Вскоре после этого для образа «Утоли моя печали» в Никольском храме устроили особый придел. Церковь установила праздник в честь чудотворной иконы.
После революции 1917 года Никольскую церковь в Садовниках снесли. Образ Божией Матери «Утоли моя печали» верующим удалось спасти. Святыню перенесли в храм святителя Николая в Кузнецах — это Вишняковский переулок в районе Замоскворечье. Там древний образ хранится и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Почему смерти нет?» Священник Никита Иванов, Алесандр Яценко, Ольга Цой
В этом выпуске священник Никита Иванов, генеральный директор «Похоронного бюро № 1» Александр Яценко и филолог, кандидат искусствоведения Ольга Цой размышляли о том, как принять, что смерти нет, если она всегда рядом.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 11. Богослужебные чтения

Как уберечь себя от лживых людей и перестать лукавить самому? Ответ на этот вопрос находим в 11-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Автор прозвучавшего псалма, царь Давид, изображает весьма трагичную ситуацию. Не осталось на земле ни одного праведного человека. Сердце каждого притворно, уста каждого — уста льстивые, и каждый говорит ложь своему ближнему. Эти строки очень напоминают слова, которые Господь произнёс после великого потопа: «помышление сердца человеческого — зло от юности его». Иначе говоря, перед нами не просто сетования псалмопевца о том, что есть на свете злые люди, которые своим коварным языком, притесняют невинных. Нет. Скорее, он говорит о том духовном недуге, которым поражён всякий из нас.
Все мы в силу того, что рождены в этом мире, от самого своего рождения несём в себе семя греха. В частности, это проявляется в том, что каждый сам себе хозяин и преследует собственные цели. На этом пути обман окружающих и самого себя — главный инструмент. Каждый из нас, по словам псалмопевца, так говорит сам себе: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»? Кто-то лжёт сознательно, пренебрегая всеми культурными нормами. А кто-то пытается сохранить лицо, изображая из себя порядочного человека. Но делает это всякий. Поэтому и говорит Давид в другом своём псалме: «Всяк человек ложь». И в другом месте добавляет: «Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в них нет спасения».
Кому же можно в конечном счёте доверять? Где правда? Давид даёт ответ на этот вопрос. «Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». То есть истина только у Бога. И полное доверие может быть только к Нему. Более того, псалмопевец намекает на то, что только те люди, которые поддерживают живую связь с Творцом, получают возможность избавиться от патологической лживости. Господь врачует их сердце, изгоняет из него дух лукавства и всякой неправды. Как говорит сегодня Давид, «истребит Господь все уста льстивые».
Царь Давид имел не только большой житейский опыт, но как Божий пророк был сведущ и в духовной жизни. Он прекрасно знал, как сложно иногда сохранить честность. В его собственной судьбе тоже были случаи, когда он лгал. Чего стоит его увлечение Вирсавией, мужа которой он послал на смерть, чтобы завладеть женщиной. Поэтому Давид знал, что в некоторые минуты правда перед самим собой бывает мучительно убийственна для нашего больного эгоизма, который во что бы то ни стало желает получить своё. Знал, как сладка и упоительна бывает ложь. Знал, как больно бывает не врать в первую очередь самому себе.
Но вместе с этим Давид прекрасно знал и цену такого самообмана. Какие разрушительные последствия он несёт за собой. И ещё он отчетливо видел, что самому человеку не справиться с теми фантазиями, которые наполняют его сердце и удерживают его в этом королевстве кривых зеркал. Нет у нас никаких собственных сил, чтобы выбраться из этого морока. Он слишком глубоко въелся в нашу природу. А потому здесь мало одних теоретических знаний о Боге. Здесь не поможет никакой моральный кодекс, никакая философия. Единственное, что может помочь, — живой Господь. Его Дух, который наполняет сердце и возвращает нам трезвый взгляд на себя, на свои отношения с людьми и на жизнь в целом. А потому и призывает царь и пророк Давид всякого из нас искать Творца. Лишь вместе с Богом можно шагнуть в тот мир, в котором меркнет всякая наша правда, но ярким светом горит Его вечная Истина.
Псалом 11. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 11. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 11. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На восьмиструнном.
Псалом Давида
2 Спаси (меня), Господи, ибо не стало праведного,
ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему;
уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые,
язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим,
уста наши с нами; кто нам господин?»
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных
ныне восстану, говорит Господь,
поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые,
серебро, очищенное от земли в горниле,
семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их,
соблюдешь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые,
когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.