Тотемская-Суморинская икона — поясное изображение Божией Матери. Иконописец показал Богородицу и Младенца Христа правителями Небесного Царства. Они облачены в красные монаршие плащи. На голове у Пречистой Девы корона. В руках у Иисуса — скипетр и держава, символы царской власти.
История этой иконы связана с именем преподобного Феодосия Суморина. Святой родился в начале шестнадцатого века в Вологде. Принял монашеский постриг в Спасо-Прилуцком монастыре. В зрелые годы подвизался в лесах близ города Тотьма, в двухстах километрах от родных мест. Тотьмичи относились к отшельнику с благоговением. Они испросили у Ивана Грозного разрешение построить в городе монастырь под началом Феодосия. Настоятель Вологодской Спасо-Прилуцкой обители благословил праведника на строительство иконой Божией Матери.
Благочестивый монах исполнил послушание. Реликвия, подаренная ему наставником, стала главной святыней нового Спасо-Преображенского монастыря. Икону стали называть Тотемской по месту пребывания и Суморинской по фамилии основателя обители. Сохранились сведения о многочисленных чудесах, совершаемых по молитвам перед этой реликвией.
И при жизни, и по смерти преподобного Феодосия Тотемская-Суморинская икона хранилась в Вознесенском соборе Спасо-Преображенского монастыря. В 1796 году тотьмичи обрели нетленное тело святого. Раку с мощами поместили в храме Вознесения под чудотворным образом. Праведник, отзывчивый на молитвы, не раз являлся верующим с Тотемской-Суморинской иконой в руках. Так преподобного запечатлели и иконописцы.
В 1919 году Спасо-Преображенский монастырь в Тотьме закрыли. Честные останки святого Феодосия государственная комиссия изъяла и поместила в запасники Вологодского краеведческого музея. Тотемская-Суморинская икона бесследно исчезла.
В 1998 году мощи преподобного Феодосия вернули Православной церкви. Сначала они хранились в Вологодском Лазаревском храме, затем их торжественно перенесли в Тотьму, в Рождественский собор. А после того, как в 1914 году Спасо-Преображенский Суморинский монастырь стал действующим, честные останки святого вернулись в родные стены.
Первообраз Тотемской-Суморинской иконы пока отыскать не удалось. В обители хранится список, выполненный современными мастерами. Паломники молятся перед ним, и Пресвятая Богородица наделяет просящих милостью.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема