
Яна Капаева
Однажды на Афоне произошёл такой случай. Молодой послушник ухаживал за двумя старенькими монахами. Вел все хозяйственные дела и при этом не пропускал ни одной Литургии. Большая нагрузка через несколько лет исчерпала все его силы, и он захотел уйти в мир.
«Женюсь, стану священником! Буду жить как все», — так он рассуждал. Но как об этом сообщить монахам? Наверняка расстроятся, станут отговаривать. Старцы действительно сильно огорчились, услышав о его намерении оставить монастырь. Их очень волновала судьба юноши, ведь он отрекался от того, что было так ценно: монашеского пути. А ещё они хорошо понимали, что остаются без помощи, которая им так необходима. Но ничего не сказали в ответ. Молчаливо и смиренно приняли решение юноши.
Уже бывший послушник собрал вещи и пошёл прощаться. Старцы с болью в сердце перекрестили его в дорогу и достали конверт. В нем лежали все деньги, которые у них были!
— Держи, сынок! Тебе пригодятся, пока не устроишься. А мы уж тут как-нибудь проживем, Господь не оставит.
Парень знал, как тяжело они жили. И что помощи ждать не от кого, старцы отдали свои последние сбережения. Все — ему, все для него. Себе — ничего. Сколько же было в этом любви, принятия, понимания! Он упал в ноги им и разрыдался.
— Никуда я от вас не уйду! И с этого пути не сверну!
Я тоже однажды в детстве испытала приблизительно то же самое, что этот послушник. Я захотела побыть плохой. Решила прогулять школу и сделать это тайно. Хотя надобности такой не было, так как мне всегда разрешали остаться дома, если я устала. Но захотелось почувствовать интригу. После второго урока я сказала учительнице, что неважно себя чувствую и отпросилась домой. Ту же схему, в другой школе, провернула моя подруга. Мы встретились и поехали на Манежную площадь: гулять и есть мороженое. Операция удалась!
Как только я вернулась домой, совесть начала меня обличать. Я смотрела в добрые глаза мамы и внутри все сжималось. Как же я могла обмануть ее доверие? Я почувствовала, как отдалилась от неё и начала тосковать по былой душевной близости. Тянула до последнего и только поздним вечером решилась все рассказать. Она спокойно и с пониманием выслушала. Оказывается, мама все знала, потому что учительница позвонила домой. Конечно, она меня «прикрыла». И все ждала, когда же я сама дойду до раскаяния. Она не сердилась на меня, а только сказала, что сердце ее болело от того, что обман стал отделять нас друг от друга. И она очень рада, что я все поняла сама.
Мне очень повезло, что я — дочь моей мамы. Благодаря ей я узнала, что такое безусловная любовь. «Я буду тебя любить даже если ты обманешь, украдёшь или убьешь. Всегда приму тебя, что бы ты ни сделала!». Эти слова мама говорила мне с самого детства. В них не было поощрения безнаказанности или позволения творить все, что взбредёт в голову. Нет. Они означали другое любовь мамы не зависит от того, какие я совершаю поступки, она любит меня просто потому, что я существую. Наверное, именно это всегда останавливало меня от того, чтобы «не попробовать в жизни все». Ведь когда ощущаешь вот такую безусловную, абсолютную любовь к себе, поступать плохо стыдно! Имея этот опыт, мне довольно легко чувствовать себя любимой Богом. И я точно знаю, что Он тоже примет меня всегда, чтобы я не совершила. Но любой грех — это стена между мной и Богом. И мне решать, строить эти стены или разрушать.
Автор: Яна Капаева
Все выпуски программы Частное мнение
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— День рождения А.С. Пушкина;
— Влияние произведений Пушкина на читателей;
— Пушкин в культуре: кино, театре и др.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 06.06.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Призывание помощи святых в сложных обстоятельствах;
— Жизнь в вере и богообщение;
— Пожертвования и роль прихожан в содержании храмов;
— Влияние А.С. Пушкина на русскую культуру и язык.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Псалом 127. Богослужебные чтения

Есть ли у верующего человека надежда на счастье — семейное, трудовое, в конце концов, личное? Конечно, есть. Ведь Господь всеблаг и щедро делится этой Своей благостью с человеком. Но только при одном условии. Каком? Давайте узнаем, послушав псалом 127-й, что читается сегодня во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Псалом 127.
Песнь восхождения.
1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!
2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!
3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоём; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:
4 так благословится человек, боящийся Господа!
5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;
6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!
Прозвучавший псалом был написан значительно позже царя и пророка Давида — автора многих других псалмов. В случае с псалмом 127-м автор так и остался неизвестным. Время же написания учёные выяснили — произведение было составлено после возвращения древних евреев из Вавилонского плена, т.е. в 6-м веке до Рождества Христова. Освобождение от власти Вавилона воспринималось как второй Исход. Напомню — первый Исход — это освобождение евреев из-под власти Египта, произошедшее стараниями пророка Моисея в 13 веке до Рождества Христова. Тогда через Моисея Господь совершил множество чудес.
В случае с окончанием Вавилонского плена всё обстояло иначе. Пророка во главе народа не было. Обильных чудес тоже никто не совершал. Но то было только половиной бед. Прибыв в историческую Палестину, евреи столкнулись с враждебными народами, не желавшими делиться землями. А те земли, что удалось занять, не приносили урожая. Народ впал в уныние. Стал требовать у вождей, священников, самого Бога ответа. Что происходит? Почему мы страдаем? Ответ был дан Священным Писанием, где неоднократно повторяется следующая мысль — сначала исполни правду Божию, а затем всё остальное. И древние евреи не сразу, но всё же поняли. Они не сделали очень важной вещи. Не восстановили храм в Иерусалиме, не начали череды богослужений.
А как можно рассчитывать на земное, если ты не уделил должного старания духовному? Надо сказать, древние евреи оперативно исправились. И мы слышали слова псалма, передающие радость преодоления скорбей: «Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!» Псалмопевец делает совершенно верный вывод. Счастье, радость возможны там, где есть страх Божий. Не ужас перед Господом, а здоровая боязнь разрушить с Творцом отношения, неправильно выстроить приоритеты жизни. Перепутать важное со второстепенным.
Прозвучавший псалом позволяет задать вопрос — а мы сами всегда ли поступаем верно? Всегда ли полагаем веру в Бога в основание нашей жизни? Если у нас есть сомнения при ответе на данные вопросы, стоит не просто задуматься, а поскорее исправиться. Чтобы почва нашего бытия не засохла, не перестала приносить урожай. Не потому что Бог жесток, а потому что мы сами отсекли, отделили себя от Его животворной благодати!