
Светлана Бакулина
После своей первой в жизни исповеди в 22 года я стала чаще ходить в храм. Но каждый раз, когда я приходила на службу, меня не оставляло в покое одно чувство. Будто бы все собравшиеся в храме знают и понимают что-то такое особенное, чего никак не могу понять я.
Тогда для себя я приняла серьёзное решение, что буду тоже регулярно посещать храм и не уйду из него, пока не узнаю, что именно понимают остальные.
Я ходила на службы и просто повторяла за всеми. Они кланяются — и я кланяюсь. Другие идут на исповедь, и я туда. Канон надо почитать перед причастием — пойду тоже почитаю. Все поют Символ веры. Такой длинный. Когда они только все успели его выучить? Ладно, тоже придётся учить, чтобы подпевать, а то стыдно уже каждый раз молчать, когда все поют. Вон, даже парень 8-ми лет знает текст, а я нет.
Я решила так: чем чаще буду ходить в храм, тем быстрее всё пойму.
Приходить я стала почти каждую неделю, но уставала стоять на службе уже через 15 минут после её начала. Понимания, что происходит вокруг, так и не появилось. Зато всё чаще во мне появлялось чувство обиды на женщину, которая каждый раз тушила мои свечи, когда я их ставила в подсвечник. В этот момент обычно, в храме гас свет, а священники несколько раз пели одну и ту же строчку: «Слава в Вышних Богу и на Земли мир, в человецех благоволение».
«Ну, и вредная же эта бабуля. Опять потушила мои свечки»- каждый раз думала я!
В общем ничего у меня не менялось. Тогда я решила подойти посоветоваться со священником на эту тему. Он сказал: «Ты устаешь, потому, что тебе не интересно. Не интересно, потому что ты не понимаешь символизм действий на службе. А ведь каждое действие — это событие, и у него есть своё объяснение. Попробуй стать не просто зрителем, а участником, и тогда тебе станет гораздо интереснее находиться на службе».
Значит все эти молитвы и службы — это не просто красивые обряды? Для меня это стало открытием!
Я пошла в церковную лавку и купила себе книгу «Объяснение литургии и Всенощного бдения». В этот же вечер начала читать.
Так я узнала, что за одну только литургию мы проживаем целую жизнь Иисуса Христа от рождения до распятия, смерти, воскресения и вознесения, а за сутки — и вовсе всю Библейскую историю от сотворения мира. Я улыбалась, когда прочитала главу о Шестопсалмии. Это — тот самый момент в Богослужении, когда в храме гаснет свет и в темноте читается шесть особых покаянных псалмов. В этих шести псалмах содержатся мысли человека, который с горечью осознает свою греховность, и уповает на милость Божию, чтобы Господь простил ему грехи.
Если бы я раньше поняла какой смысл был заложен в этих молитвах, то не стала бы обижаться на ту самую бабушку, которая тушила мои свечи. Ведь в службе наступал момент, символизирующий мир, замирающий в ожидании пришествия Христа. Это момент ожидания Бога во тьме. А потом — радости о родившемся Спасителе — свете миру, о чем и возвещают Ангелы в пении: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Когда я перестала смотреть на службу с позиции зрителя, а почувствовала себя её полноценным участником, интерес находиться дольше в храме только возрастал. Со временем я попросилась в одном храме подпевать на клиросе.
В итоге, спустя несколько лет, я могу прочитать и спеть любую часть Богослужения и даже научилась самостоятельно составлять службу. А когда вижу в храме растерянного смущенного человека, то с радостью предлагаю ему свою помощь.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема