
Светлана Бакулина
После своей первой в жизни исповеди в 22 года я стала чаще ходить в храм. Но каждый раз, когда я приходила на службу, меня не оставляло в покое одно чувство. Будто бы все собравшиеся в храме знают и понимают что-то такое особенное, чего никак не могу понять я.
Тогда для себя я приняла серьёзное решение, что буду тоже регулярно посещать храм и не уйду из него, пока не узнаю, что именно понимают остальные.
Я ходила на службы и просто повторяла за всеми. Они кланяются — и я кланяюсь. Другие идут на исповедь, и я туда. Канон надо почитать перед причастием — пойду тоже почитаю. Все поют Символ веры. Такой длинный. Когда они только все успели его выучить? Ладно, тоже придётся учить, чтобы подпевать, а то стыдно уже каждый раз молчать, когда все поют. Вон, даже парень 8-ми лет знает текст, а я нет.
Я решила так: чем чаще буду ходить в храм, тем быстрее всё пойму.
Приходить я стала почти каждую неделю, но уставала стоять на службе уже через 15 минут после её начала. Понимания, что происходит вокруг, так и не появилось. Зато всё чаще во мне появлялось чувство обиды на женщину, которая каждый раз тушила мои свечи, когда я их ставила в подсвечник. В этот момент обычно, в храме гас свет, а священники несколько раз пели одну и ту же строчку: «Слава в Вышних Богу и на Земли мир, в человецех благоволение».
«Ну, и вредная же эта бабуля. Опять потушила мои свечки»- каждый раз думала я!
В общем ничего у меня не менялось. Тогда я решила подойти посоветоваться со священником на эту тему. Он сказал: «Ты устаешь, потому, что тебе не интересно. Не интересно, потому что ты не понимаешь символизм действий на службе. А ведь каждое действие — это событие, и у него есть своё объяснение. Попробуй стать не просто зрителем, а участником, и тогда тебе станет гораздо интереснее находиться на службе».
Значит все эти молитвы и службы — это не просто красивые обряды? Для меня это стало открытием!
Я пошла в церковную лавку и купила себе книгу «Объяснение литургии и Всенощного бдения». В этот же вечер начала читать.
Так я узнала, что за одну только литургию мы проживаем целую жизнь Иисуса Христа от рождения до распятия, смерти, воскресения и вознесения, а за сутки — и вовсе всю Библейскую историю от сотворения мира. Я улыбалась, когда прочитала главу о Шестопсалмии. Это — тот самый момент в Богослужении, когда в храме гаснет свет и в темноте читается шесть особых покаянных псалмов. В этих шести псалмах содержатся мысли человека, который с горечью осознает свою греховность, и уповает на милость Божию, чтобы Господь простил ему грехи.
Если бы я раньше поняла какой смысл был заложен в этих молитвах, то не стала бы обижаться на ту самую бабушку, которая тушила мои свечи. Ведь в службе наступал момент, символизирующий мир, замирающий в ожидании пришествия Христа. Это момент ожидания Бога во тьме. А потом — радости о родившемся Спасителе — свете миру, о чем и возвещают Ангелы в пении: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
Когда я перестала смотреть на службу с позиции зрителя, а почувствовала себя её полноценным участником, интерес находиться дольше в храме только возрастал. Со временем я попросилась в одном храме подпевать на клиросе.
В итоге, спустя несколько лет, я могу прочитать и спеть любую часть Богослужения и даже научилась самостоятельно составлять службу. А когда вижу в храме растерянного смущенного человека, то с радостью предлагаю ему свою помощь.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 110 зач., XII, 6-14.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Божественная Литургия, как многие знают, совершается в храме — ради которой храм-то и существует. Но задумываемся ли мы над тем, может ли литургией — именно как «общим делом» — стать обычная будничная жизнь? Об этом — отрывок из 12-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который и читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 12.
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, в учении;
8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Завершив очень подробное изложение основополагающих христианских истин в предыдущих главах своего послания к Римлянам, апостол Павел переходит к реальной, практической стороне жизни христианской общины: буквально к «литургии быта». Перед нами — своего рода изложение основ христианского уклада жизни, который впоследствии станет фундаментом формирования в том числе и уставов монастырей.
В этом очень кратком, но предельно насыщенном смыслами «микро-уставе» есть несколько моментов, на которые хочется обратить внимание.
Первое — многообразность форм деятельности. Апостол не пытается всех «причесать под одну гребёнку»: община — это не армия, где главное — дисциплина и доминирующий принцип — «не высовываться». Раскрывать свой дар — «харизму» — можно и нужно «изнутри», сообразно самому дару — а не «функциональной потребности» общины. Но каждый дар должен быть реализуем предельно тщательно и хорошо: относиться к своему служению поверхностно, нерадиво — преступно.
Второе — на главное место апостол выводит ценность межличностных отношений членов общины друг с другом: чего стоит только одно завещание «быть братолюбивым друг к другу с нежностью», а также «предупреждать друг друга в почтительности»!
Третье — и, наверное, это самое сложное в реализации — община предстаёт сплочённым монолитом не потому, что все только и заботятся, чтобы угодить друг другу, а потому, что они устремлены к одному и тому же центру — Христу Воскресшему, и именно горение веры сердец обеспечивает ту самую внутреннюю теплоту, которая даёт силы и вдохновение жить по-христиански. Как хорошо об этом сказал святитель Феофан Затворник в своей книге «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться»: «Ревность... горящая, постоянная и неутомимая бывает только по облагодатствовании духа нашего... Он... всё направит к одному: богоугождению и спасению».
Вот это и есть — «литургия быта», к которой нас сегодня зовёт апостол Павел: научиться то самое состояние благоговейного предстояния перед Богом, с которым мы выходим из храма, переносить дальше, в самую гущу мирского быта — потому что и он ждёт своего освящения!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Философия добровольчества»

Гость программы — Илья Ермолкин, аспирант Философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (кафедра истории русской философии), один из авторов Радио ВЕРА, руководитель добровольческого отряда.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Поддержим Ратмира, который борется с опухолью головного мозга

14-летний Ратмир родом из солнечного Баку. С детства парень хочет стать полицейским. Когда-то его впечатлила парадная форма и выправка служителей правопорядка. Потом он стал интересоваться особенностями этой профессии, и тоже решил её освоить. Чтобы однажды поступить в университет, парень усердно учится. Как отмечает папа Ратмира, он любознательный и ответственный: пока не докопается до сути вопроса — не остановится.
Только сейчас стремиться к заветной цели, да и просто жить, молодому человеку мешает тяжёлая болезнь — опухоль головного мозга. Лечение на родине не помогло. И тогда Ратмир с папой отправились в Москву, на консультацию к известному специалисту. Подростка согласились принять в одной из столичных больниц. А фонд «Время детства», который занимается поддержкой юных онкопациентов, помог семье справиться с серьёзными расходами на лечение. Ратмир уже прошёл несколько курсов химиотерапии. Пока он всё ещё находится в стационаре в Москве и очень скучает по дому, по играм в футбол с друзьями и особенно — по своей собаке.
Сейчас наступил особенно важный этап. Врачам необходимо провести контрольные исследования, чтобы понять, насколько хорошо организм Ратмира отзывается на лечение. Оплатить дорогостоящие процедуры полностью родители не могут. Однако их не оставили в беде. На помощь семье вновь пришёл благотворительный фонд «Время детства» и открыл для Ратмира сбор.
Поддержать подростка можете и вы, для этого переходите на сайт фонда «Время детства». Подарим Ратмиру возможность однажды вернуться к здоровой жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов