
Архимандрит Эмилиан (Вафидис) — один из самых известных подвижников современного Афона. Отец Эмилиан был игуменом и духовником святогорского монастыря Симонопетра. Монахи и миряне, приезжающие в паломничество на Святую гору Афон, почитают его как мудрого старца. Архимандрит Эмилиан скончался в 2019 году и оставил после себя множество духовных трудов — проповедей, наставлений, размышлений и комментариев к Священному Писанию. При жизни старца его произведения практически не издавались, потому что из смирения он избегал публичности. Но после кончины отца Эмилиана, благодаря духовным чадам старца, большинство его текстов увидели свет. Пожалуй, самый известный сборник наследия архимандрита Эмилиана (Вафидиса) — книга, которая называется «Жить в присутствии Бога».
В предисловии к сборнику один из его составителей, нынешний игумен монастыря Симонопетра, архимандрит Елисей, с ностальгией вспоминает живые беседы старца, когда монастырская братия, обыкновенно при заходе солнца, собиралась вокруг него. Лучи заката освещали вершину Афона, у подножия скал рокотало море. Отец Эмилиан говорил, а монахи внимательно слушали.
Впрочем, изречения старца Эмилиана, собранные в книге «Жить в присутствии Бога», пригодятся не только монашествующим. Его слова обращены ко всем, а советы универсальны. Они — о том, как в ежедневной суете и будничных делах полагаться на Господа, наполнить Им свою жизнь и обрести её истинный смысл и счастье. Сборник способен стать путеводителем по духовной жизни человека, который поможет ему подняться вверх по лестнице добродетелей. Со страниц этой книги старец Эмилиан говорит нам об отношениях с ближними, о семье и воспитании детей, о болезнях и заботе о здоровье. О Богослужении и церковных Таинствах, их важности и необходимости в жизни человека. Его наставления просты, они вдохновляют, утешают и наполняют сердце верой. «Мы с вами должны быть радостными и мирными, потому что любой человек может завтра стать жителем Царства Небесного, — говорит архимандрит Эмилиан и продолжает, — Низко пала человеческая природа, но Богу легко восставить её, стоит только человеку пролить одну слезу или произнести: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»
Так же просто, доходчиво, с ясно ощутимыми в его словах любовью и добротой, говорит старец Эмилиан о любви к людям. «Доказательством нашей любви к Богу служит наша любовь к ближнему. А ближний — это каждый человек, неважно, рядом он или далеко. Если мы видим и любим Бога в нашем ближнем, то отзвук этой любви доносится до самого неба».
Мудрые, живые наставления старца Эмилиана (Вафидиса) из сборника «Жить в присутствии Бога» подарят читателям мир и радость. Издатели книги, духовные чада отца Эмилиана, убеждены: если читатели примут слова старца как руководство к действию, это будет самой лучшей данью его памяти.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер