
Архимандрит Эмилиан (Вафидис) — один из самых известных подвижников современного Афона. Отец Эмилиан был игуменом и духовником святогорского монастыря Симонопетра. Монахи и миряне, приезжающие в паломничество на Святую гору Афон, почитают его как мудрого старца. Архимандрит Эмилиан скончался в 2019 году и оставил после себя множество духовных трудов — проповедей, наставлений, размышлений и комментариев к Священному Писанию. При жизни старца его произведения практически не издавались, потому что из смирения он избегал публичности. Но после кончины отца Эмилиана, благодаря духовным чадам старца, большинство его текстов увидели свет. Пожалуй, самый известный сборник наследия архимандрита Эмилиана (Вафидиса) — книга, которая называется «Жить в присутствии Бога».
В предисловии к сборнику один из его составителей, нынешний игумен монастыря Симонопетра, архимандрит Елисей, с ностальгией вспоминает живые беседы старца, когда монастырская братия, обыкновенно при заходе солнца, собиралась вокруг него. Лучи заката освещали вершину Афона, у подножия скал рокотало море. Отец Эмилиан говорил, а монахи внимательно слушали.
Впрочем, изречения старца Эмилиана, собранные в книге «Жить в присутствии Бога», пригодятся не только монашествующим. Его слова обращены ко всем, а советы универсальны. Они — о том, как в ежедневной суете и будничных делах полагаться на Господа, наполнить Им свою жизнь и обрести её истинный смысл и счастье. Сборник способен стать путеводителем по духовной жизни человека, который поможет ему подняться вверх по лестнице добродетелей. Со страниц этой книги старец Эмилиан говорит нам об отношениях с ближними, о семье и воспитании детей, о болезнях и заботе о здоровье. О Богослужении и церковных Таинствах, их важности и необходимости в жизни человека. Его наставления просты, они вдохновляют, утешают и наполняют сердце верой. «Мы с вами должны быть радостными и мирными, потому что любой человек может завтра стать жителем Царства Небесного, — говорит архимандрит Эмилиан и продолжает, — Низко пала человеческая природа, но Богу легко восставить её, стоит только человеку пролить одну слезу или произнести: «Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!»
Так же просто, доходчиво, с ясно ощутимыми в его словах любовью и добротой, говорит старец Эмилиан о любви к людям. «Доказательством нашей любви к Богу служит наша любовь к ближнему. А ближний — это каждый человек, неважно, рядом он или далеко. Если мы видим и любим Бога в нашем ближнем, то отзвук этой любви доносится до самого неба».
Мудрые, живые наставления старца Эмилиана (Вафидиса) из сборника «Жить в присутствии Бога» подарят читателям мир и радость. Издатели книги, духовные чада отца Эмилиана, убеждены: если читатели примут слова старца как руководство к действию, это будет самой лучшей данью его памяти.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема