«Неделя 26-я по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Богородицы и другие праздники следующей недели». Прот. Максим Первозванский - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Неделя 26-я по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Богородицы и другие праздники следующей недели». Прот. Максим Первозванский

Поделиться Поделиться

Прот. Максим Первозванский

В нашей студии был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.

Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресение, о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также о памяти святых благоверного князя Александра Невского, великомученицы Екатерины, священномученика Климента папы Римского и святителя Иннокентия Иркутского.

Ведущая: Марина Борисова


Марина Борисова:

— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы каждую неделю по субботам говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Сегодня со мной в студии наш гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Здравствуйте.

Марина Борисова:

— С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в 26-е воскресенье после Пятидесятницы и на наступающей неделе. По давно сложившейся у нас традиции попробуем разобраться в смысле наступающего воскресенья, исходя из тех отрывков из апостольских посланий и Евангелия, которые прозвучат завтра в храме за Божественной литургией. Мы услышим отрывок из послания апостола Павла к ефесянам из 5-йглавы, стихи с 8-го по 19-й. Это такая, на мой взгляд, инструкция по пунктам. Я позволю себе эти пункты огласить. Начинается, пункт 1-й: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света», точка. Пункт 2-й: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Тут у меня сразу возникает вопрос по поводу того, а как же быть с запретом осуждения, но идем дальше. Пункт 3-й: «Поступайте осторожно, дорожа временем, потому что дни лукавы». У меня опять вопрос, что такое дни лукавы? И, наконец, последний пункт программы: «Познавайте, что есть воля Божия». У меня опять вопрос, как? Вот приблизительно схема моего непонимания этого отрывка из послания апостола Павла.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Вообще это действительно программное послание. Напомню, что оно было написано в то время, когда апостол Павел находился в узах в римских. Непонятно было ему самому, сколько он еще проживет и чем закончится его жизнь и когда. Поэтому он пишет несколько посланий, они так и называются «Послания из уз», в которых он разворачивает и учение Церкви, и дает такие неконкретные советы по конкретному случаю. А напомню самому себе и нашим радиослушателям, что такое красивое слово, которое мы употребляем «к ефесеям послание святого апостола Павла чтение» — это всего лишь письмо. Это письма, и письма, как мы понимаем, бывают, условно говоря, поздравительными, беспокойными, конкретными, частными, а бывают вот такими, по-настоящему с большой буквы Посланиями. Поэтому апостол Павел здесь такое послание и пишет. То, как вы сказали, что здесь все по пунктам, практически, так оно и есть. Речь, правда, идет о духовной жизни, о внутреннем состоянии человека, о его духовной борьбе. Мы видим здесь так же, как в Евангелии от Иоанна противопоставление тьмы и света. Когда я впервые попытался прочитать Евангелие от Иоанна с этой точки зрения, когда упоминается свет, а когда упоминается тьма, причем как внешний, так и внутренний, время суток: «и была тьма», «ходите, пока свет среди вас» — я был просто потрясен, как некоторое изменение, обращение внимания на такие вещи сразу открывает дополнительные глубины. Так и здесь апостол Павел называет христиан чадами Света. А Свет у нас кто? Вспоминаем Евангелие от Иоанна: «Аз есмь Свет». Вспоминаем: «Если свет, который в тебе тьма, то какова же тьма?» — слова Самого Господа. «Вы свет», — говорит апостол. И здесь эта тема света продолжается: «Поступайте как чада Света». Мы дети Божии и мы должны поступать так, как поступает Бог. «Не я живу, но живет во мне Христос» — апостол Павел же. Тут прямо разворачивается, к вашему 1-ому пункту есть конкретное пояснение: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». Вот что значит быть чадами Света, вот что значит поступать, как чада Света. «Не участвуйте в делах бесплодных тьмы, но и обличайте». Речь, конечно, идет о духовной практике, не о том, чтобы мы обличали своего соседа, который поступает, якобы, как чадо тьмы, и забор свой передвинул или кто-то проворовался, берет взятки. Речь идет не о земных проблемах. Как апостол Павел напишет, что наша борьба, наша война, наша брань по-славянски «не против плоти и крови, а против духов злобы поднебесной». Речь тут идет вовсе не об обязательном участии на сайте «Активный гражданин», а речь идет о нашем внутреннем отношении к искушениям и к тому, что хочет от нас Бог. Обличайте... Кого обличайте? Обличайте тех, кто служит дьяволу. Кого мы, наверное, должны были бы обличать? Не хочется сразу вспоминать классическую русскую деревню, где каждый сосед обличает своего другого соседа, обвиняет его в колдовстве, но речь примерно об этом, если не включать внутри опцию «охота на ведьм». Об этом идет речь. «Поступайте осторожно, не как не разумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы». Здесь как раз все очень просто. Лукавые дни — это не какие-то особенные дни, речь идет о том, что, в формулировке апостола Павла, мы не знаем, когда Сын Человеческий приидет, в формулировке Самого Христа: «Не знаете ни дня ни часа, когда придет Сын Человеческий». Не надо жить так, как будто перед нами впереди здесь на земле целая вечность, временем, конечно, нужно дорожить.

Марина Борисова:

— «Познавайте, что есть воля Божья». Вопрос только, как ее познать?

Протоиерей Максим Первозванский:

— Это по большому счету, если мы говорим локально, то есть что касается меня лично, в чем воля Божья сегодня и здесь и сейчас обо мне состоит — это сложнейший вопрос. Об этом написана и сказана куча всяких книг, записана куча всяких роликов от умных и духоносных священников и, понятно, что у нас нет инструкции. Если же мы говорим о том, что имел в виду апостол Павел, он, конечно, имел в виду... Совершенно случайно, я не люблю это дело, но меня тут подписали на одну рассылку, где каждое утро я получаю небольшое изречение из святых отцов. Обычно я отписываюсь от таких вещей, а тут я не отписался. И с радостью для себя каждое утро получаю цитату или из Паисия Святогорца или из Иоанна Златоуста, которые, может быть, не в применении в моей жизни, сиюминутным моим проблемам, но дают мне какие-то очень мудрые поучения и советы из того, что есть воля Божия. Как должна быть устроена жизнь христианина, чтобы исполнять, как говорил Христос Иоанну Крестителю, «всякую правду». И апостол Павел здесь именно это имеет в виду. Не конкретно жениться мне или не жениться, поступать в институт или идти трудиться, а вообще, что значит жить по-христиански, это и есть познавание воли Божией.

Марина Борисова:

— И заканчивается этот отрывок буквально инструкцией, как вести себя во время Рождественского поста: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». Вот собственно задача минимум до Рождества.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Да, побольше читаем Священного Писания, побольше бываем в храме, побольше молимся, назидаем себя, и не упиваемся вином, не предаемся разного рода видам распутства, здесь речь не идет только буквально о блуде. Хотя в славянском переводе здесь: «Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд». Блуд как вообще разнузданное, нецеломудренное поведение.

Марина Борисова:

— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Луки из 12-й главы, стихи с 16-й по 21-ю. Я думаю, что большинству из наших радиослушателей очень хорошо известно содержание этой притчи. Притча о том, как у одного богатого человека был собран очень обильный урожай.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Прекрасный славянский перевод: «Угобзися нива».

Марина Борисова:

-И он решил, что в его уже существующие закрома это все не влезет, надо их быстренько снести и построить нечто более обширное. И заканчивается эта притча: «Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Собственно говоря, каждый может отнести это на свой счет, но только ли о собирании неких материальных богатств говорит евангелист?

Протоиерей Максим Первозванский:

— Вообще Он ни разу об этом не говорит. Это притча или басня, по сути дела, когда Он использует этот пример в переносном значении. Ключевые слова, которые обличает здесь Господь, звучат так, вы как раз их опустили, рассказывая о том, что там происходило, а они ключевые. «Скажу душе моей, — говорит этот человек, — душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Вот о чем речь. Это не значит, что мы не должны, если у нас уродился урожай, строить новые зернохранилища или какие-то материальные богатства умножать, потому что никогда в этом мире не будет достаточно всего для того, чтобы всех бедных, голодных, нищих напитать. И опять-таки последняя фраза Христа: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Если мы умножаем свое материальное или духовное, вы на это намекнули и совершенно справедливо, сокровище для себя, а не в Бога богатеет и говорит себе: а, много добра у меня лежит на многие годы, ешь, пей, веселись, с тем бывает вот так. А нам при всем отношении, что мы призваны к тому, чтобы богатеть и духовно и материально, сказано, что блаженны нищие духом. Это те, кто не успокаивается на достигнутом, кто не считает себя богачом, а имеющимся богатством распоряжается в соответствие с тем, как заповедовал нам Господь.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». Со мной наш гость клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Неделя у нас замечательная. Понедельник открывается великим праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. Помимо всего глубочайшего содержания самого этого праздника именно с этого дня начинают в церкви во время воскресного канона за всенощной петь ирмосы «Христос рождается». Ощущение, что мы приближаемся, вот уже скоро.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Да, начинается условное предпразднство, то, что на Западе называется словом «адвент», который все более становится популярным у нас, как путешествие, как путь к Рождеству.

Марина Борисова:

— И все-таки давайте вернемся к изначальному смыслу этого события для нас. Почему так важно, ведь далеко не с первых веков этот праздник вошел в число великих праздников? Когда он все-таки утвердился как праздник самый важный? Событие когда мы празднуем Сретение, нам почему-то более понятно, нежели Введение во храм Пресвятой Богородицы. Ну, что? Ну, родители, у которых долго не было детей, дали обет, что родится ребенок, они его посвятят Богу. Ребенок родился, они привели девочку эту в храм. Это же не уникальное событие на фоне библейской истории. Насколько я помню, при храме несколько десятков девственниц жило, и были заняты они вполне богоугодными делами. Они ткали Завесу, которую из-за чада от жертвоприношений приходилось пару раз в год менять, которая отгораживала Святая Святых. Они готовили хлебы предложения, они готовили благовония, у них были абсолютно храмовые занятия. И этих девственниц в храме было много, вот еще одна. Почему так важно сконцентрировать свое внимание на этом событии?

Протоиерей Максим Первозванский:

— Тут вообще все по-другому работает, уж простите, что я так радикально. Действительно, многие и многие христианские праздники появились уже в период после Константина Великого, после принятия империей христианства. Первым христианам было достаточно праздника Воскресения Христова и ежевоскресного вспоминания этого события. Главное, уникальное, единственное событие в человеческой истории, которое собственно делает нас христианами, крещение, которое люди принимали в Великую Субботу накануне этого праздника. Этой верой Церковь в самых разных частях земли жила, и именно эту веру она несла, именно эту веру она проповедовала, именно этот праздник она праздновала каждую неделю, вспоминая Воскресение Христово. И понятно, что это не как у людей. А у людей множество разных праздников по разным поводам. Поэтому — это негативная причина — когда ослабление веры в уникальность подвига Христа привела к такому, условно говоря, размыванию смысла христианского благовестия, что приводило совсем в ужасных случаях к тому, я сам это слышал, что деревенская бабушка говорила, что, да, мы верим в Святую Троицу, Иисуса Христа, Богородицу и Николая Угодника. Когда люди вообще переставали чувствовать, что делает христиан христианами. А с другой стороны, есть и положительная в этом очень мощная вещь. Нам, лично нам, очень дорого все, что связано с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Я сейчас с другой стороны на это посмотрю, не снизу вверх, как мы обычно смотрим, а сверху вниз. Как любящим родителям очень важно, что, смотри-ка, ребеночек пошел, и по всем домашним чатам рассылается эта видюшка, где ребенок делает первые шаги. Вот смотри, а он уже сам кушает, посмотри, он в школу пошел. Посмотри, он ЕГЭ сдал. А вот теперь смотри, он женился. А смотри, у него теперь детки. Для любящих родителей любое событие, связанное с жизнью их любимого ребенка, крайне значимо, они готовы это праздновать и страшно обижаются, когда их взрослые дети говорят: мам, мы сами распишемся, мы не будем устраивать свадьбу. Мам, мы день рождения решили по-тихому в этом году отметить, мы никого не приглашаем, будем мы и внук, которому празднуем день рождения. Для мамы и для папы это очень больно. Я по большому счету начал это понимать, сам став дедушкой, потому что к нашим родителям мы так не относимся. Я с удивлением обнаруживаю, начинаешь себя спрашивать, и понимаю, что я почти ничего не знаю о своих родителях, и мне это в какой-то части интересно, а в какой-то было неинтересно и становится интересно только с возрастом. Простите, что я так долго психологическое обоснование празднования. А здесь Иисус Христос, Матерь Божия. Людям становится не просо интересно, в смысле любопытно, а интересно в смысле близкого сердечного переживания любых значимых событий Их жизни. Вы задали вопрос: еще одна девочка. Это не еще одна девочка, это Та Самая, Которой я каждый день молюсь, с Кем у меня теснейшая — я не про себя рассказываю, а про человека, который это празднует — духовная связь, я каждый день читаю акафист Матери Божией. Я знаю, что такое событие в Ее жизни было, оно для меня ценно, оно само по себе важно. Не тот смысл, который оно несет верующим, что девочку — это тоже есть, в проповедях об этом часто говорится, именно об этом часто и говорится, о том духовном смысле, о том символизме: «Многоценный Чертог и Дева днесь вводится в храм Господень, благодать совводяще». Этот символизм, что Та, Которая стала Храмом, то есть носила в себе Бога, вводится сегодня в храм земной, Она вводит туда благодать. Эти все вещи богословские, символические очень важны. Но празднуем мы не богословие, празднуем мы не символизм, празднуем мы то, что нам самим близко и дорого. И нам самим близко и дорого любое событие, которое до нас по крупицам дошло. Что-то в Евангелии есть, чего-то в Евангелии нет, что-то нам передали, что-то где-то разбросано — мне это важно, мне это ценно, и я это праздную.

Марина Борисова:

— Мне всегда казалось самым для меня трогательным и важным в этом празднике, я все время представляла себе эту трехлетнюю девочку, которая взбирается по этим огромным ступенькам. Она же Сама должна была преодолеть эту лестницу, лестница здоровенная, если судить...

Протоиерей Максим Первозванский:

— Пятнадцать больших ступеней, да.

Марина Борисова:

— Я много раз видела маленьких детей, которые собственной волей хотят преодолевать препятствия. И вот они взбираются тоже на какие-то лестницы, на какие-то барьеры, бордюры, им важно, что они могут сами преодолеть со стороны невозможные какие-то трудности. Мне всегда казалось, что мы в глазах Божиих что-то типа этих трехлетних детей, которые все время пытаются доказать, что а вот мы можем на лестницу забраться. У нас ничего не получается, но мы все равно пытаемся и себе и окружающим доказать, что, нет, мы можем. Можем — не можем.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Возраст, действительно, не случайный. Именно этот возраст, когда любой практически ребенок, если его развитие происходит в соответствии с нормами, сам хочет почувствовать свою самостоятельность. В этом отношении, да, если бы это было сделано раньше, это было бы неким разрывом и надломом человеческой природы Матери Господа нашего Иисуса Христа, это было бы определенным травмирующим обстоятельством. А в три года ребенок это может. Но, мне кажется, что здесь дело не в преодолении препятствий. Вообще в сердце каждого человека, и маленького, и большого, призыв Божий звучит. Когда мы говорили о Евангелии воскресного дня, познавайте, что есть воля Божия, Господь нам открывает Свою волю за редким-редким исключением особенных моментов нашей жизни, когда мы, действительно, призваны проявить себя, не зная и не понимая. А так этот голос звучит в нас. Я не хочу сказать, что это голос совести, нет, это гораздо тоньше и сложнее устроено. Матерь Божия этот голос слышала явственно и отчетливо, и он Ее призвал подняться вверх. Я думаю, что именно это и заставило Ее, не человеческое желание преодолеть препятствие, хотя это вполне в психологии трехлетнего ребенка, а именно призыв Божий, который побудил Ее вот так от родителей вперед к незнакомым людям. Что значит знакомые и незнакомые люди, что значит наша человеческая психология перед лицом Божьего призыва.

Марина Борисова:

— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Мы ненадолго прервемся, вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.

Марина Борисова:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Продолжая разговор о наступающей неделе, два знаковых святых вспоминаются. 6 декабря память святого благоверного князя Александра Невского, а 7 декабря память великомученицы Екатерины. Я уже не говорю, что это два первых ордена Российской империи, учрежденных Петром Первым. Если взять отношение к Александру Невскому, из сонма князей, в том числе и благоверных, он стоит на совершенно особом месте. Причем, для нормального православного сознания он абсолютно априорно святой, но есть масса критиков, которые до сих пор с пеной у рта будут доказывать, что его постоянные визиты в орду, национальное предательство. То есть вокруг этого святого кипят вполне земные страсти до сих пор. Он до сих пор задевает людей за живое. Как это получается и в чем тут причина?

Протоиерей Максим Первозванский:

— Более того, мы с вами живем и записываем нашу программу сейчас в то время, когда мы как никто можем понять, почему и как действовал святой благоверный князь и почему не перестают и не утихают споры. Я позволю себе то, что обычно обхожу стороной, а именно разговор о политике, в том числе и о Петре Первом. Мы живем с вами в условиях цивилизационного выбора для нашей страны, некое распутье, когда мы понимаем, что у нас очень мало шансов остаться самими собой, остаться православными людьми, остаться теми... Сейчас у нас за плечами тысячелетняя история, во времена Александра Невского она, конечно, была не тысячелетней, но она была уже многостолетней. Почему вспоминаю Петра Первого? У Петра Первого был замечательный геополитический принцип, им озвученный, что у России в одно время не может быть более одного внешнего противника. И мы видим, как сейчас в наше время в нашем Богоспасаемом отечестве постоянная критика: а вот вы с турками почему не воюете? А вот вы с китайцами почему дружите? Мы видим, как наше нынешнее руководство следует завету Петра Первого, который, между прочим, взял это ни много ни мало у Александра Невского. Потому что невозможно одновременно России воевать на нескольких фронтах. Невозможно было во времена Александра Невского воевать и с монголами и с Европой. В тот момент эти два были у них геополитических противника. Причем, вся Русь была фактически под властью Орды.

Марина Борисова:

— Но там интересный побудительный мотив этого выбора. Условно говоря, немцы не сразу рвались в бой, они предлагали союз. Казалось бы, монголы, которые несколько столетий жгли русские города, угоняли людей в рабство, ассоциировались с самой злобной и почти инфернальной силой. И тут вполне себе христиане, пускай они не православные, пускай они католики, но христиане же. И они предлагают союз. Христианин, князь Александр Невский выбирает монголов.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Мы точно так же, мы в этой же ситуации находимся. Она не то что похожа, она абсолютно идентична. В течение последних многих десятилетий мы постоянно в так называемом предании старцев: вот старец такой-то, а вот старец такой-то сказал, что Россия будет завоевана Китаем. И такой страх именно перед Китаем, перед Востоком. А вот у нас есть исламская угроза, посмотрите, что творится, посмотрите, какая мощная, какая энергичная исламская цивилизация угрожает нашим городам, нашей идентичности. А посмотрите на Запад, мы такие же, как вы, мы же тоже христиане, и никто нам горячую войну не объявлял впрямую. И вместе с тем, когда мы говорим, я же не случайно употребил слово, не мной придуманное, не про веру непосредственно, не про христианство вроде бы, а именно цивилизационный выбор. Мы видим, как последние десятилетия — я не являюсь фанатом Советского Союза, честное слово — после падения Советского Союза что происходило с людьми, как изменялось отношение нашего человека, живущего здесь на территории тогда Советского Союза, а потом России, менялось отношение к жизни, менялось отношение к ближнему, менялось отношение к собственности. Мы видим, что сделав этот самый цивилизационный выбор тридцать лет назад в пользу Запада, мы пришли к тому, что у нас — я уж не хочу говорить про повесточку, так называемую — 75% разводов, у нас в абсолютной разрухе межчеловеческие отношения, то, что составляло ядро русского восприятия мира, настолько подверглось коррозии. Это даже видно, простите меня, не хочу никого конкретно обижать, но именно на большой статистике, это видно на том, с каким чувством приходили в семинарии священники в 90-е годы, зачем и как, и как это стало происходить, например, сейчас. Отношение человека к жизни, тот самый верхний Ларс знаменитый ведь не случайно возник. Эта тема внутренней миграции в том числе, когда ты не ассоциируешь себя со своей страной, со своим народом. Это прекрасно видно на примере многих так называемых лидеров общественного мнения, уехавших из страны внешне, когда они вдруг говорят, что я не готов жить в стране, которая ведет войну со своими соседями, прекрасно поддержали другую войну. Сердце-то наше где? И речь не о том, хожу ли я в православный храм, а речь о том, я готов быть гражданином своей страны, любить ее, защищать ее, поддерживать ее традиции, здесь рожать детей? Вижу ли я смысл и самостоятельное будущее для своей страны или не вижу? Александр Невский был перед таким же цивилизационным выбором. Да, мы понимаем, что Китай не является нашим глубинным, не то что духовным, он наш ситуативный союзник. Да, мы понимаем, что исламская идентичность, мы с внутренним страхом смотрим на этих женщин в хиджабах на улицах наших городов, и нам это может не нравиться. Но мы понимаем, что нам не грозит превратиться в государство какого-нибудь туркменского типа, мы не станем Северной Кореей, это нам не угрожает сейчас, слишком велика была прививка. Это то, что является для нас проблемой, но не грозит нашей идентичности. А западная идентичность.... Мне кажется, мы в какой-то момент, как всегда это бывает в русской истории, приблизились к краю, после которого уже ничего практически поменять было бы нельзя. И как Петр Первый над самой бездной Россию поднял на дыбы, точно так же мы видим и нынешнюю ситуацию, когда вдруг мы заговорили о традиционных ценностях, вдруг мы запретили смену пола. Понятно, что все это выглядит очень коряво, все это из уст политиков совершенно не искренне, я вовсе не хотел бы быть частью этого официоза, который обо всем этом говорит. Но мы, православные люди, понимаем, что происходит на самом деле, когда наши руководители, возможно даже против собственного желания, просто из чувства необходимости собственного выживания, поступают тем или иным образом, и Россия делает тот самый цивилизационный выбор вслед за Александром Невским. Не случайно, помните, был такой конкурс «Имя России», его выиграл в глазах верующих, неверующих, каких угодно россиян именно Александр Невский. Он — имя России, оказался накануне тех событий, в которые мы с вами оказались все вовлечены.

Марина Борисова:

— С Александром Невским понятно. Имя России — Александр Невский. А такая трогательная, на много веков растянувшаяся любовь русского православного человека к великомученице Екатерине, которая пострадала при великом гонении императора Диоклетиана, очень давно. Кроме того от нее не осталось документального мученического акта, ее житие было написано сильно после ее кончины и в значительной своей части она абсолютно легендарна. То есть написана оно по канону, по которому писались жития теми, кто не застал непосредственно эпоху мученичества. В то же время именно великомученица Екатерина почему-то удивительно легла на сердце, причем, не только православным, но и католикам тоже. Она среди 12-ти самых почитаемых и значимых в католическом сознании святых, к которым первым обращаются за помощью. Знаменитая молитва Жанны Д`Арк, она молилась великомученицам Екатерине и Маргарите. Это даже и в Западном христианском сознании одна из самых значимых святых. Но как это получилось? На Синае монастырь, начиная с Иоанна Грозного, пользовался особым покровительством и получал многочисленные подарки от русского престола. Как это все происходит?

Протоиерей Максим Первозванский:

— Есть такие истории, которые, будучи истинными в своем основании, настолько представляют собой некий архетипический миф, простите меня за то, что я ругаюсь такими неприличными словами, под мифом я не имею в виду выдуманную историю, а именно историю, которая отражает нечто важнейшее и глубинное в человеке. Я сейчас вообще из другой области, я вспомню историю 28 панфиловцев, которая была написана и была любимейшей историей с политруком, который сказал, что отступать нам некуда, позади Москва, 20 танков не беда. Потом вдруг нам рассказали в 90-е годы, что эта история выдумана, и мы, конечно, все расстроились, потому что это важная история. Потом еще через полтора десятилетия выяснилось, что нет, она не выдумана. Да, эта самая знаменитая статья в газете была приукрашена, но в основании подвига 28 панфиловцев лежит реальная история, которую и приукрасить оказалось возможно потому, что она была такой удивительно настоящей, удивительно глубокой, удивительно отражающей те смыслы, ради которых и живет человек. Поэтому история великомученицы Екатерины — это такая же история, как, например, история Сорока мучеников, которая дает нам, как в прокимнах: «Проидохом сквозь огнь и воду, и извел ны еси в покой». Такая же, как история всадника на коне, поражающего дракона. Такая же, как история Марии Египетской, великой блудницы, ставшей святой, которой было открыто прошлое и будущее, которая, молясь, поднималась над землей и которая могла ходить по воде. Это разные истории. И история прекрасной девы, которая отказалась от своего земного счастья ради любви небесной, девы, которая переспорила 50 мудрецов.

Марина Борисова:

— Особенно дорого современному женскому сознанию.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Как-то это тогда не воспринималось так в течение тысячелетий. Образ святой Екатерины никогда не использовался женщинами внутри себя для какой-то эмансипации. Это история девы, которая таким образом и императора поразила и посрамила. Это простая девушка, такая же, как, например, история Киприана и Иустины. Почему их так любят? Потому что простая девушка-христианка просто молилась и самый могущественный колдун, который умел превращаться в орла, ничего не смог с ней сделать. Это то, что ложится на сердце. А дальше, естественно, любящее сердце мгновенно украшает это множеством даже не выдуманных подробностей, а я бы сказал, вымечтанных подробностей. Это делается не специально. Наша память так устроена, что мы даже свою собственную жизнь, то, что произошло с нами, через 10, 20, 50 лет начинаем рассказывать... Я много раз себя ловил на мысли, что — слава Богу, живы мои родители, братья, сестры — начинаю рассказывать какую-нибудь историю, а мне говорят: нет, это же было не совсем так. Я понимаю, что я ее приукрасил, но я не специально соврал, мое сознание так это переварило и так упаковало, что сюжет почти сказочным становится. Это прекрасно, что у нас есть такие жития, и я не вижу ничего страшного. Точно так же как, например, открытие буквально для массового церковного сознания последних лет, что Косма и Дамиан Римские, Косма и Дамиан Аравийские, Косма и Дамиан Сирийские, Асийские — это одни и те же Косма и Дамиан. Просто одна и та же история была так рассказана в разных местах, что...

Марина Борисова:

— Их стало много.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Подробности несколько отличались, и их стало много. Но в этом же нет ничего страшного, нам не обязательно, мы не относимся к житиям... Это же особый жанр, он так и называется агиографический жанр. Это же стихи в прозе, это некая поэма, это некий миф в самом глубинном смысле этого слова. Да, любимейшая святая. Она открывает для меня в моем восприятии декабря, я начинал свое служение в Новоспасском монастыре, а там престольные праздники Екатерина, Варвара, Николай, икона Знамения Матери Божией — это декабрьские престольные праздники, следующие один за другим, открывает эта святая.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш гость, клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Как всегда по субботам, мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. На этой неделе у нас память двух удивительных святых, удивительно важных для русского православного сознания, относящихся к абсолютно разным временам и живших в совершенно разных местах, но оба они оказались важными именно для русского православия. Я имею в виду священномученика Климента, Папы Римского, память которого 8 декабря и святителя Иннокентия Иркутского, память которого 9 декабря. Что касается священномученика Климента, московскому православному сразу на ум приходит Климентовский переулок и огромная величественная церковь во имя этого святого, которая уцелела на протяжении всех богоборческих советских времен.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Чуть не стала кафедральным собором Москвы.

Марина Борисова:

— Благодаря тому, что там была библиотека, насколько я понимаю, или какой-то книжный склад.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Было три храма, которые богоборческая власть предложила Московской патриархии под кафедральный собор. Один из них был Климентовский храм, второй Мартина Исповедника и третий Богоявленский Елоховский. Первых два нельзя было выбрать кафедральным собором, поскольку все-таки Папа Римский, в честь которого... епископ Римский, сочли, что нет. Поэтому была выбрана именно Елоховская церковь. А так, это один из самых больших московских храмов.

Марина Борисова:

— Что касается Папы Римского, так уж назывались римские епископы, хотя Климент — ученик апостола Петра.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Нет, в самом названии нет ничего такого, но в массовом народном низовом православном сознании Папа Римский — это не наш. Я слышал, как очень духоносные и опытные священники, произнося отпуст на преждеосвященной литургии, где поминается Григорий Двоеслов, Папа Римский, вместо слова Папа говорили Григорий Двоеслов Римский или епископ Римский, как бы смущаясь этого слова. Мы не любим и смущаемся этого слова, слишком много горя принесло папство во втором тысячелетии нашей церкви, поэтому этот символизм продолжает жить, независимо от того, что мы думаем нашими рациональными мозгами и что мы знаем. Не может греть наше сердце само слово. В любом случае это предание, я там не был и не знаю причину выбора именно Елоховского кафедрального собора, но мне рассказывали, что эти три храма, как самых удобно расположенных и крупных, больших храмов Москвы, были предложены, и был избран собор в Елохово.

Марина Борисова:

— Что касается священномученика Климента, я думаю, что нам очень повезло, что он был Папой, епископом Римским, поскольку, когда он пострадал, находясь в ссылке в Инкерманских каменоломнях, то есть в Крыму, страшный ужасный Север, практически Магадан. Когда он пострадал, мощи его были обретены и привезены в Рим, после миссионерской поездки Кириллом и Мефодием. Собственно, благодаря тому, что они привезли эти мощи, тогдашний Папа очень торжественно встречал их, поскольку святыня была великая обретена, привезенный вместе с мощами перевод богослужебных текстов на славянский язык, благодаря такой радостной встречи святыни, тоже был благословлен. Собственно говоря, с этого началась великая миссия, больше Мефодия, потому что Кирилл, побыв в Риме, скончался, а Мефодий продолжил в Моравии свою миссию и, благодаря всему стечению этих событий, мы имеем то, что имеем: наше православие, наши славянские тексты, нашу жизнь и наше будущее, связанное с этим.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Я бы еще вспомнил, если говорить о Клименте, что его перу принадлежат так называемые Климентины, то есть послания Климента Римского, которые до третьего века ни много ни мало входили в список книг Нового Завета. И только в начале 4-го века или в самом конце 3-го их решили оттуда исключить, но при этом они все равно не являются апокрифами, в смысле подложными, то есть какими-то неправильным текстами. Да они не вошли в Новый Завет, но достойны изучения и того, чтобы быть указующими для нас писаниями. То есть это был не просто один из святых, это был человек, который вот такое написал.

Марина Борисова:

— Ну, вот ученик апостола Петра.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Да, ученик апостола Петра, непосредственный его спутник.

Марина Борисова:

— Не менее важен для нашего православного русского сознания святитель Иннокентий Иркутский. Удивительный сонм Иркутских святых, начиная с Иннокентия. Там все необычно. И то, что он родом из Черниговской области, и то, что образование он получил в Киеве. Собственно привлек к себе внимание вышестоящего начальства тем, что был чрезвычайно учен. Благодаря этому сначала попал в Москву, потом попал в Петербург, государь император не мог обойти вниманием этого ученого монаха и сказал: собирай-ка ты миссию и езжай-ка ты просвещать Китай. Представить себе, что они только до Иркутска год добирались с этой миссией. На границу с Китаем еще какое-то количество времени. Потом они несколько лет ждали, чем же ответят им китайцы, пустят они их к себе или не пустят. Китайцы не пустили. Все это время, нужно себе представить, надо не только жить, надо же как-то еще и питаться, куда-то приткнуться. Они ловили рыбу, нанимались батраками в соседние хозяйства, сами чинили себе одежду, ждали, когда решится их судьба. В результате их судьба решилась, им сказали, оставайтесь на месте и занимайтесь миссионерством там, но при этом никто им ни денег не прислал, никаким образом их статус сначала не обозначил. Прошло еще несколько лет, прежде чем их, наконец, поместили в Иркутске и выделили какое-то хоть пристанище в монастыре, чтобы новоназванный глава учрежденной Иркутской епархии мог достойно себя самого содержать. При этом миссия была настолько активная, что окрестные буряты крестились целыми стойбищами. Ими, по-видимому, до этого времени вообще никто не занимался, они никому не были интересны, кроме самих себя. И вот появились какие-то странные монахи, странные русские люди, которым вдруг стало все интересно. И что нужно учить бурятских детей, и что нужно вообще каким-то образом вникать в их жизнь. Дальше эта традиция именно Иркутских святителей шла и шла из поколения в поколение, в результате великий апостол Сибири и Аляски Иннокентий Московский — человек, которого без Иннокентия Иркутского не было бы, потому что не было бы корня, откуда все это росло. Представить себе, что абсолютно никаких условий. Консистория разрешила, наконец, финансовые проблемы Иркутской епархии, когда владыка умер уже. Более того там был какой-то злобный местный начальник светский, который, как только узнал, что умер епископ, пришел и отобрал у них все, включая церковное вино, литургию не на чем было святить. Правда, он плохо кончил, в результате ему голову отрубили за его замечательные подвиги на ниве государевой службы. Я к тому, что мы часто воспринимаем сложности нашей церковной жизни как какие-то чрезвычайно тяжелые непреодолимые препятствия. И когда вспоминаешь, что же было, оказывается, можно очутиться в ситуации, где вообще все против тебя, и, не смотря на это, так прожить свою жизнь, что остаются целые народы, которые ты успел обратить.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Мне есть что сказать по этому поводу, поскольку я лично... Я сейчас сижу и думаю, как бы мне так сказать, чтобы люди не узнали, о ком я говорю. Я лично знаю епископа и лично знаю сопутствовавших ему иеромонахов и архимандритов, которые оказались в подобной ситуации в наше время, которые были отправлены с миссией в большой город, не куда-то там на границу с Китаем, а в большой город без всяких средств содержания, которые работали — это сейчас сложно представить нашему сознанию, но это было всего-то 10-15 лет назад — нанимались ремонтировать квартиры простым гражданам не в качестве епископов или монахов, а просто в качестве рабочих. Я знаю этого епископа, которого потом назвали «человеком Да», который не в вопросах ремонта квартир или попыток как-то обеспечить свое существование, а на любой запрос обращающихся к нему людей отвечал всегда «да». Я как-то пытался две недели ему подражать, я чуть не помер от напряжения, потому что если ты всем людям отвечаешь только «да, давайте», это невозможно. Он отвечал в течение многих лет. Для меня эта ситуация очень понятна, я такое видел своими глазами в наше время. Должен сказать, что именно такие люди и добиваются наибольших результатов. Мы в нашем обычном своем православном сознании... Я, например, тоже такой, жду, когда меня позовут, а если меня не позвали, так я и не пойду никуда, что мне куда-то идти. Вот вы меня позвали, я к вам пришел, а не позвали бы, я бы не стал стучаться в дверь радиостанции «Веры» и говорить: запишите меня, пожалуйста. Как-то не смиренно было бы с моей стороны. И так во всем отношении. А когда человек находится на грани реального выживания, когда он начинает понимать, что от его... у него формируется внутренняя позиция. Не случайно я произнес это прозвище, которое получил этот современный епископ — «человек Да». Ему верят, за ним идут. В какие-то времена идут целые народы, в какие-то времена идут целые семьи. Причем такому человеку верят и крупные руководители и простые бабушки, вокруг них действительно собираются последователи, не в смысле их духовного подвига, а в смысле собирается церковь. И, слава Богу, что Господь до сих пор и условия такие людям ставит и проявить им себя дает и вырасти в полную меру возраста Христова.

Марина Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседы. В эфире Радио ВЕРА была программа «Седмица». С вами были Марина Борисова и клирик храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский. Поститесь постом приятным. Слушайте нас каждую субботу. До свиданья.

Протоиерей Максим Первозванский:

— Храни вас Господь. До свиданья.


Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем