О страшном пожаре в далёком уральском городе Троицке жители Суздаля узнали из газет. Несколько дней горожане обсуждали эту печальную новость, сочувствовали бедным погорельцам, и жалели, что не могут им помочь, ведь Троицк был так далеко…
Но уже через несколько дней те же газеты пестрели заголовками: «Пострадавшие от пожара в Троицке сердечно благодарят суздальских купцов за добрую и щедрую помощь». Покупая свежий номер, горожане не сомневались: так скоро и деятельно откликнуться на столь далёкую от здешних мест беду в их городе могли только Жинкины. Для этих известных и богатых суздальских купцов любой, кто нуждался в помощи, становился ближним – даже если жил за тысячу вёрст.
Жинкины вообще часто попадали в газеты. Не потому, что искали славы или известности, а потому что совершали поступки, вызывающие уважение окружающих. Стремление помогать страждущим передавалось в этой купеческой семье из поколения в поколение. Даже в самые сложные для торговли годы, едва ли не на грани разорения, Жинкины всё равно находили возможность пожертвовать хоть несколько рублей в помощь тем, кому жить на этом свете было ещё тяжелее…
Один из наиболее известных представителей фамилии - Василий Алексеевич Жинкин – успешно торговал пушниной, кожей и пряжей. Был он человеком богобоязненным, и пользовался большим уважением горожан. Но главной причиной такого уважения был отнюдь не капитал купца. Василий Алексеевич славился добрым и сострадательным сердцем, всегда готовым откликнуться на чужую беду. Львиную долю своих доходов он тратил на благотворительность: помогал арестантам, оказывал поддержку городской пожарной части, жертвовал на устройство училищ и гимназий.
Василий Жинкин опекал суздальскую земскую больницу. Находясь на официальной должности её попечителя, Василий Алексеевич подходил к делу не с бюрократическим пафосом, а с открытой душой и состраданием. Сто пятьдесят рублей серебром, которые он ежегодно жертвовал на содержание больных, далеко не исчерпывали всей его помощи.
Помимо забот о больнице, Василий Алексеевич жертвовал большие суммы на нужды городских храмов и помощь бедным. В тысяча восемьсот семьдесят втором году он безвозмездно передал Суздальской Ильинской церкви в вечное пользование большой участок земли. «На поминовение моих родителей и родственников», - написал Василий Алексеевич в дарственной. Примерно в это же время он открыл банковский счёт на тысячу рублей, чтобы суздальские власти могли раздавать проценты с этого капитала бедным жителям города на праздники Святой Пасхи и Успения Божьей Матери.
Сын Василия Алексеевича – Николай Васильевич Жинкин, - в делах милосердия стал верным преемником своего отца. Он оказывал большую поддержку Васильевскому монастырю; на протяжении девяти лет был старостой Ильинской церкви и членом «Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Суздальского духовного Училища».
«Каждый, кому нужна помощь – твой ближний»: если бы Жинкины были дворянами, этот девиз они могли бы поместить на родовом гербе. Но они были простыми купцами, выходцами из бедных крестьян. И своё жизненное кредо не выставляли напоказ, а скромно прятали в сострадательных и отзывчивых сердцах.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница