
Преподобный Паисий Святогорец — афонский монах, один из самых известных старцев ХХ века, всю жизнь общался с людьми. Откуда только не приезжали паломники к нему на Святую Гору! Те, кому посчастливилось побывать на Афоне у старца Паисия, вспоминали, что он часто рассказывал самые разные истории из собственной жизни, из жизни знакомых монахов или мирян. Эти эпизоды — часто забавные, и всегда поучительные — служили своего рода иллюстрациями к его духовным наставлениям. По форме повествования и своей атмосфере они были похожи на небольшие притчи или фрагменты патериков — сборников назидательных историй из жизни древних христианских подвижников. Ученики старца на протяжении многих лет записывали слова преподобного Паисия Святогорца. Его рассказы они собрали под обложкой книги, которую назвали «Патерик старца Паисия».
Отец Паисий говорил: «Когда я рассказываю о чём-то, может быть, даже о смешном, я говорю не просто так. Я хочу на что-то обратить ваше внимание, хочу, чтобы вы ухватили суть». Действительно, его истории — живые, яркие, увлекательные — помогали многим людям проще и глубже усвоить самые важные истины. Например, о том, что нужно быть благодарными Богу за всё, что Он нам даёт. Старец вспоминает одного монаха, который как-то раз по дороге в церковь нашёл большой гриб. Монах решил сорвать его на обратном пути, и пожарить на ужин. Но когда возвращался, увидел, что от гриба осталась только половина — вероятно, на него наступило какое-то животное. Однако монах не расстроился. Наоборот, поблагодарил Бога за то, что Он сберёг вторую половину. Взял гриб и сытно поужинал, продолжая возносить хвалу Господу. Потом лёг спать. А наутро, выйдя во двор своей хижины, увидел чудесное зрелище. Повсюду вокруг выросли грибы. И монах снова возблагодарил Бога. «Видите, он благодарил и за целый гриб, и за половинку, и за один, и за много. Был благодарен за всё», — резюмировал свой рассказ преподобный Паисий Святогорец.
На страницах книги «Патерик старца Паисия» мы найдём забавную, но очень поучительную историю под названием «Постная барабулька». Однажды к отцу Паисию пришёл знакомый монах. Он был чем-то сильно озабочен. Старец спросил, что произошло. И гость поведал о том, как только что видел их соседа, отца Дорофея. В разгар поста тот... жарил рыбу! Старец Паисий не мог поверить. Он хорошо знал Дорофея, это был монах строгой подвижнической жизни. Нарушить пост — такого он сделать не мог! Но гость настаивал, что видел всё своими глазами. «Во-от такущих барабулек на сковородку клал», — живописал он. Тогда старец Паисий решил сам зайти к отцу Дорофею. И что же он увидел? Сосед жарил кабачки для монастырской больницы! Не стоит делать поспешных выводов и никогда не нужно осуждать человека, — такую мысль можно разглядеть в этой почти юмористической истории.
Рассказы преподобного Паисия Святогорца его ученики называли «духовной милостыней», которую старец с любовью раздавал, и которая проникала в самую глубину людских сердец. Мы тоже можем в любой момент получить этот щедрый дар, открыв книгу «Патерик старца Паисия».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Псалом 85. Богослужебные чтения

Не каждому человеку довелось в жизни испытать банкротство — но, не сомневаюсь, определённое представление об этом тяжёлом испытании есть у каждого. Однако, кроме финансового банкротства, бывает и иное — духовное. Именно о нём говорит пророк Давид в 85-м псалме — который сегодня читается в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Псалом 85.
Молитва Давида.
1 Приклони, Господи, ухо Твоё и услышь меня, ибо я беден и нищ.
2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.
3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день.
4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою,
5 ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.
6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего.
7 В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.
8 Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.
9 Все народы, Тобою сотворённые, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твоё,
10 ибо Ты велик и творишь чудеса, — Ты, Боже, един Ты.
11 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце моё в страхе имени Твоего.
12 Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твоё вечно,
13 ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.
14 Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.
15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
16 призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей;
17 покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.
Чтобы понять, как можно стать «духовным банкротом», для начала хотя бы немного вспомним, из чего слагается обычное банкротство. Это, как правило, несколько критических составляющих: неплатёжеспособность по взятым долгам, недостаточность активов, публичная продажа всего, что имеет хотя бы какую-то стоимость по бросовым ценам, и, наконец, существенный провал в репутации. Едва ли кто захочет иметь дело в будущем с вчерашним банкротом!
Давайте теперь попробуем перевести эти параметры в духовную плоскость. Когда человек становится «неплатёжеспособным»? Вы удивитесь, но вовсе не тогда, когда он ощущает себя грешником! Грешники «духовные кредиты» не берут — зная, что отдавать-то нечем! А вот «мнимые праведники» — ещё как! «Духовный кредит» — уверенность в том, что человек имеет достаточно оснований «духовной кредитной истории», чтобы милость Божия была снова и снова явлена ему. И тут вдруг — бац! — а нет больше доверия должнику: ваш «лимит» исчерпан, и со всех сторон начинают сыпаться напасти одна жёстче другой!
«Недостаточность активов» — прежде всего, самый главный актив — это собственно вера: чем её больше, чем она твёрже — тем большие испытания может человек пережить без внутреннего разрушения. Это — в теории. А на практике — точно, как с банкротством: когда нечем платить по кредитам, то, как правило, и активы все почему-то распроданы. Приходит беда — отворяй верой ворота, а вера-то куда-то испарилась. Словно бы и не было вообще!
«Публичный аукцион» — это когда твоя полная духовная несостоятельность становится очевидной окружающим: уже не помогают никакие ни социальные роли, ни надетые маски, ни шаблонные фразы. В глазах окружающих быстро превращаешься в «токсичного» — и они предпочитают обходить тебя стороной, дабы не «заразиться». Вот и подошли мы к самому краю — обрушению репутации — прежде всего в собственных глазах — ну и потом для окружающих. Оказавшись «духовным банкротом», человек ясно осознаёт: да, ему уже нечего предъявить Божественному заимодавцу. Казалось бы, это — ужасно. А в духовной жизни — это едва ли не самое лучшее состояние, только находясь в котором и может человек поднять голову вверх, к Небесному Отцу — и начать молиться по-настоящему, не из позиции «веры», «уверенности», или, помилуй Бог, «духовной состоятельности».
Так что проникнемся, дорогие друзья, правильной «непотребностью» царя Давида — и напитаем свою тощую душу его живительными, согревающими, вдохновляющими словами!
Псалом 85. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 85. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 85. На струнах Псалтири
1 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ.
2 Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя.
3 Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день.
4 Возвесели душу раба Твоего, ибо к Тебе, Господи, возношу душу мою,
5 ибо Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем, призывающим Тебя.
6 Услышь, Господи, молитву мою и внемли гласу моления моего.
7 В день скорби моей взываю к Тебе, потому что Ты услышишь меня.
8 Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои.
9 Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое,
10 ибо Ты велик и творишь чудеса, Ты, Боже, един Ты.
11 Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего.
12 Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно,
13 ибо велика милость Твоя ко мне: Ты избавил душу мою от ада преисподнего.
14 Боже! гордые восстали на меня, и скопище мятежников ищет души моей: не представляют они Тебя пред собою.
15 Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
16 призри на меня и помилуй меня; даруй крепость Твою рабу Твоему, и спаси сына рабы Твоей;
17 покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся, потому что Ты, Господи, помог мне и утешил меня.
14 мая. О Суде Божием и суде человеческом

В 7-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не судите по наружности, но судите судом праведным».
О Суде Божием и суде человеческом — протоиерей Михаил Самохин.
В Новом Завете Сам Господь и Апостолы уделяют много времени теме суда. Мы легко можем вспомнить слова Спасителя, его призыв к тому, чтобы не судить и не оказаться осужденным, слова у святого апостола Павла «В чем, кто судит другого, себя самого осуждает». Понятно, что произносить суд над ближним нужно очень осторожно. В сегодняшнем же Евангелии Господь призывает к праведному суду. Из контекста его спора с фарисеями становится понятно, о чем идет речь. Спасителя осуждают за исцеление в субботу, а он привел в пример Моисея, который в субботу разрешил обрезание. Оправдывая Моисея и осуждая Христа, фарисеи согрешают лицеприятием. Поэтому праведный суд, к которому призывает Господь, это суд, не смотрящий на лица. Думаю, что человеку в принципе такой суд практически не под силу. Мы всегда смотрим на лица, легко осуждая других, и в этом же поступке оправдывая себя самих. Поэтому человеческий суд несовершенен всегда. И лишь Господь, знающий начало и концы, причины и следствия, может быть праведным или нелицеприятным судьей. Давайте почаще оставлять суд над ближним Господу и Спасителю Христу помня, что Он же будет судить и нас самих.
Все выпуски программы Актуальная тема