
Дорогие друзья, с радостью представляем вам нового автора рубрики "Частное мнение" - Анну Леонтьеву. Анна родилась в 1969 году в Москве. Закончила факультет журналистики Московского государственного университета. Воспитывает троих детей. В свободное времяизучает греческий язык и принимает гостей.
Бывают такие моменты, когда ты слышишь какое-то правильное слово – и понимаешь что-то для себя очень важное. Вот один из таких эпизодов. В моей жизни очень много детей. Не только потому что у меня их трое. Я работаю с подростками в детском лагере. Это трудоемкая, но очень радостная работа. Объясню почему. Дети, оказавшиеся в лагере без родителей, начинают создавать свое детское общество. Преподаватели их пытаются направить в нужное русло, заинтересовать. Дети все равно живут своей интересной и интенсивной детской жизнью. Говорят удивительные «детские» вещи. Иногда от этой жизни очень устаешь. В наш международный лагерь приезжает сложный парень по имени Тихон. Ему восемь лет, он сирота. Он каждый раз идет на мою кафедру – я веду кафедру журналистики – и считает себя очень крутым журналистом. Он маленький. Мне тяжело. Он не умеет толком писать, хотя у него, как и у всех, есть девайс - старенький компьютер. Вечер. Мы с преподавателями сидим и пытаемся обсудить планы на завтра. Завтра – куча мероприятий, нам еще надо поспать хотя бы несколько часов. Приходит Тихон и говорит: Аня – мы все называем друг друга по имени. – Я не могу заснуть! Я ворчу, провожая его в комнату. Я говорю, ты вряд ли сможешь заснуть, бегая по этажам. Я говорю: вообще лучший способ заснуть – это хотя бы прилечь, я знаю, это – проверено! Я вхожу в его комнату и понимаю, что заснуть ему просто негде. На его постели спорят о праве на место компьютер, телефоны, туалетная бумага и мокрые полотенца. Я убираю их, и он засыпает, не успев договорить фразу о том, что у него страшная бессонница. На середине фразы он уже видит какой-то сон. Но напоследок он говорит мне: Мама перед смертью всегда говорила мне, что Бог все видит. Я говорю, это к чему? Он говорит, у меня в тумбочке стоит варенье, целая банка. Аня, ты можешь взять. Я говорю, а зачем тебе варенье в тумбочке? Он говорит: Аня, я просто очень люблю варенье. Я всегда воровал варенье, и ел его за диваном. Я говорил себе: Бог же не видит, когда ты ешь варенье за диваном… Я сижу у его постели, с радостью слышу, что он сладко спит, и поражена одной мыслью: Господи! Как часто я в своей взрослой жизни ем это варенье за диваном – надеясь на то, что Бог за диваном моего варенья – не видит!..
Воскресенский собор (г. Тутаев, Ярославская область)
Древний город Тутаев под Ярославлем раскинулся на двух живописных берегах Волги, связанных между собою без моста паромным сообщением. Когда-то, ещё в 13 столетии, здесь было два поселения — город Борисоглебск на правом берегу реки, и Романов — на левом. В первой половине 19 века они объединились. Так возник город Романов-Борисоглебск, который в 1918 году был переименован в Тутаев. Сегодня Тутаев входит в Золотое кольцо России. В маленьком городке около восьмисот архитектурных памятников, среди них — десять старинных храмов. Главный, и один из самых древних — Воскресенский собор. Это его изобразил живописец Борис Кустодиев на известном полотне «Гуляние на Волге». И сегодня, совсем как на картине, зелёные маковки куполов собора поднимаются над правобережной, Борисоглебской стороной.
Здесь, на Борисоглебской стороне, по сути — центр города. Современный, шумный — офисы, торговые центры. Но чем ближе к собору, тем дальше отступает будничная суета. кругом — низенькие домики, больше похожие на сельские, чем на городские. Воскресенский собор стоит на возвышенности. Расписным теремом высится он над Волгой. Храм — памятник древнерусского зодчества, жемчужина ярославской архитектурной школы и один из ярких примеров затейливого и сложного стиля «русское узорочье» — с обилием орнамента и декоративных элементов.
Построен он во второй половине 17 столетия. Два этажа собора опоясаны галереей с арочными окнами. Храм богато украшен наружными росписями. Среди сюжетов — Христос с апостолами и Успение Пресвятой Богородицы. Расписывали храм снаружи и внутри тоже местные, ярославские мастера. Под сводами собора поистине монументальные сюжеты: Сотворение мира, Страшный суд, и, конечно же, Воскресение Христово. Уникальные фрески считаются вершиной ярославско-костромского иконописного стиля.
На втором этаже Воскресенского собора с весны и до осени находится чудотворная икона Спаса Всемилостивого, или Спаса Борисоглебского. Огромная — около трёх метров в высоту и ширину, самая большая в России. На зиму её спускают в нижний, отапливаемый храм. А дважды в год выносят из собора, чтобы с крестным ходом пронести чудотворный образ по обеим сторонам города. Через Волгу её переправляют на лодке. По преданию, икона приплыла в город по реке в начале 14 столетия и находилась в деревянном Борисоглебском храме, на месте которого позже и был возведён Воскресенский собор. В годы советской власти храм не закрывался и оставался одним из немногих действующих.
Воскресенский собор не хочется покидать. А когда уходишь из него, по дороге на пристань, храм ещё долго остаётся в поле зрения — он словно провожает, благословляя в путь.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь (Пензенская область)
На юге Пензенской области, в двух километрах от города Сердобск, есть Сазань-гора с рукотворными пещерами. Подземелья эти принадлежат Казанской Алексиево-Сергиевой пустыни. Вырыли их иноки в восемнадцатом веке. Но тогда монастырь просуществовал недолго. После подавления восстания Емельяна Пугачева в 1775 году беглые мятежники попросили у иноков пристанища. Те по христианскому милосердию приютили вчерашних бунтовщиков, а карательные отряды правительственных войск беглецов выследили. Ворвались в пещеры и казнили всех, кто там находился — и преступников, и святых подвижников.
После этого обитель надолго опустела. Лишь в начале двадцатого века здесь вновь появились монахи. Сначала это был местный крестьянин Сила Жулин. Он принял монашеский постриг с именем Серафим, поселился в пещере отшельником и начал обустраивать храм под Сазань-горой.
Благое дело подхватил житель Сердобска Андрей Грузинцев. В народе его почитали как прозорливого старца. Вместе с Силой Жулиным Андрей по благословению Саратовского епископа Гермогена основал общежительный монастырь и развернул строительство. В 1905 году в овраге под горой появилась часовня в память рождения царевича Алексия Романова, а затем деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Спустя три года в обители действовало ещё две церкви — пещерная Никольская и отдельно стоящая каменная, с тремя престолами. Центральный был посвящён празднику Успения Пресвятой Богородицы, а боковые — святителю Алексию Московскому и преподобному Сергию Радонежскому. Пустынь с названием «Казанская Алексиево-Сергиевская» приписали к Саратовскому Спасо-Преображенскому монастырю.
Обитель под Сердобском разрасталась. К 1917 году на её территории проживало три десятка монахов. Нет сведений о том, как сложились жизни большинства из них после революции. Точно известно лишь то, что с приходом новой власти пустынь прекратила своё существование. К середине двадцатого века от монастырских построек почти ничего не осталось. В овраге под Сазань-горой устроили свалку. Вход в пещеры был засыпан и потерян.
Лишь предания хранили память о прежней славе здешних мест. В двадцать первом веке рукотворные пещеры в толще горы Сазань удалось найти. Православные расчистили овраг — сначала экскаваторами, затем вручную и построили на территории утраченной пустыни каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Первое богослужение в нём состоялось на Пасху 2005 года. Воссоздали верующие и пещерный Никольский храм. Сейчас он тоже действует.
Под Сазань-горой возобновилось монашеское поселение. Благодаря насельникам заброшенный овраг превратился в цветущий оазис. Здесь появились свои достопримечательности. Например, скульптура, которую изготовил уроженец Сердобска, московский художник Владимир Трулов. Это вылитый из металла клин журавлей, поднимающийся в небо. Символизирует души монахов, устремлённые к Богу!
Все выпуски программы ПроСтранствия
Предтеченский скит Оптиной пустыни
В Калужской области, в четырёх километрах от города Козельск, стоит на правом берегу реки Жиздры славный русский монастырь — Свято-Введенская Оптина пустынь. В девятнадцатом веке эта обитель служила, по словам священника Павла Флоренского, «духовным санаторием многих израненных душ». Здесь в беседах с мудрыми подвижниками — старцами, находили утешение люди всех сословий.
Традиции старчества зародились в монастырском скиту Иоанна Предтечи — недаром его называют сердцем Оптиной пустыни. Это особое место, расположенное неподалеку от монастыря в вековом лесу и предназначенное для уединённой молитвы. В начале девятнадцатого века первым поселился здесь отшельником схимонах Иоанникий. После его смерти по благословению святителя Филарета (Амфитеатрова) скит был обустроен. Руководили строительством Моисей и Антоний (Путиловы) — в будущем прославленные в лике преподобных оптинские старцы. Они своими руками рубили сосны, расчищая территорию. Из брёвен сложили храм во имя Иоанна Предтечи. Первое богослужение в нём состоялось в феврале 1822 года.
Скит сразу стал местом духовного окормления паломников. В сороковые годы девятнадцатого столетия сюда потянулась русская интеллигенция. Произошло это благодаря преподобному Макарию (Иванову) который активно занимался издательством. Он создал в Оптиной пустыни школу переводчиков духовной литературы. Благодаря этому русским читателям стали доступны творения величайших аскетов древности — Исаака Сирина, Иоанна Лествичника и Макария Великого.
Достойным учеником старца Макария стал преподобный Амвросий (Гренков). Именно его Фёдор Достоевский представил в образе старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». Изобразил писатель в своём произведении и Предтеченский скит Оптиной пустыни. Он описал розовую кирпичную колоколенку над воротами, храм Иоанна Предтечи, окруженный цветами и домик, в котором старец принимал богомольцев.
Эта избушка сохранилась до наших дней, несмотря на многолетнее запустение в монастыре в годы советской власти. Уцелела и Предтеченская церковь, построенная при участии первых Оптинских старцев. Побывать здесь на богослужении можно четыре раза в году — в дни памяти Иоанна Предтечи и в понедельник Пасхальной недели. Все остальное время скит закрыт для паломников. Правила здесь строгие!
Все выпуски программы ПроСтранствия











