
«В небо за мечтой», студия Lenkino, режиссёр Игорь Перин
— Видел сегодня учителя нашего Фёдора Степановича
— И чего?
— Да ничего, спрашивал, делал я задание на лето.
— Ну...
— Чего ну, можно подумать, ты чего-нибудь сделал.
— Я книжку читал.
— Читал? А математика? Ты должен трояк исправить.
— Не должен. Я в школу не пойду.
— Да ну тебя.
— Да нет, Васька. Правда. В школу не пойду. Я завтра с сеструхой уезжаю в Москву. На лётчика учиться.
Пятиклассник Пашка Новиков мечтает о небе. Он провожает каждый самолёт, пролетающий над его родной деревней Курлыкино, и не расстаётся с книжкой о героическом лётчике Валерии Чкалове. Он и сам хочет стать лётчиком-испытателем. Так сильно, что обо всём остальном иногда забывает. Вот и математику запустил. Зато наизусть знает характеристики всех моделей самолётов. Пашка растёт с отцом, без мамы. А в Москве у него живёт старшая сестра. Однажды она решает забрать брата к себе. Ведь воплотить свою мечту о небе в столице мальчишке будет намного проще.
Только что мы с вами услышали фрагмент из кинофильма «В небо за мечтой». Ленту снял в 2017 году режиссёр Игорь Перин. Фильм стал для него дебютной полнометражной работой — до этого Перин был известен как создатель музыкальных видеоклипов. Добрая семейная картина вышла в широкий прокат в российских кинотеатрах и очень понравилась зрителям — и детям, и взрослым. В ней много солнца, хорошей погоды, зелёной травы и синего неба. А главное, фильм очень просто рассказывает о самых важных вещах. Взять, например, эпизод на уроке литературы в московской школе, куда всё-таки после переезда пошёл Пашка Новиков. Ведь попасть в лётное училище без школы никак не получится. Учительница задала ребятам сочинение на тему «Кем я стану, когда вырасту». Но сначала решила послушать их ответы.
— Давайте подумаем перед тем, как писать — кто кем хочет стать.
— Анатолий!
— Ну... я хочу стать бизнесменом.
— Бизнесменом! Так, а почему?
— Потому что они много денег зарабатывают.
— Спасибо, садись.
— А я хочу стать руководителем банка. Там ещё больше денег.
— Спасибо, но, вы знаете, зарабатывать деньги — это здорово, конечно, но всё-таки должно быть ещё какое-то желание, да? Желание реализовать свою мечту, желание заниматься любимым делом, желание делать добро людям.
С желанием делать добро у Пашки как раз всё в порядке. Искренний паренёк всем старается помогать. Хоть ему, как новенькому, часто достаётся. Но даже конфликт с главным задирой в классе он хочет решить по-хорошему. Впрочем, есть проблема и посерьёзнее. У Пашки беда с математикой. Эта премудрость даётся ему с огромным трудом. Точнее, совсем не даётся. А ведь, оказывается, в лётном училище без пятёрки по математике делать нечего! Так сказал ему новый знакомый Валерий Александрович — самый настоящий лётчик. Пашка познакомился с ним на маленьком аэродроме, куда бегал смотреть на самолёты. Валерий Александрович пообещал мальчику взять его в полёт — но только при условии, что Пашка подтянет математику на «отлично». Теперь парню предстоит ради мечты сделать, как ему кажется, невозможное. Справится ли он? Об этом узнаем, посмотрев позитивный и вдохновляющий фильм Игоря Перина «В небо за мечтой». Кстати, о преодолении трудностей в картине очень хорошо высказался тот самый лётчик Валерий Александрович — в одном из эпизодов, когда Пашка привёл на аэродром своих новых друзей.
— Пашка так много интересного рассказывал.
— Да. Говорил, что это круче любой компьютерной игры.
— Ой, ребята. Жизнь вообще интересней любой игры, поверьте.
— Да, только сложности одни.
— Нет, ну это, знаете, как к жизни относиться. Если жаловаться, лениться — конечно, я думаю, в жизни ничего интересного не будет. Ну а если... относиться к этим трудностям, как к задачам, которые надо преодолевать, думаю, тогда жизнь будет интересная. Ведь, согласитесь, только то для нас важно, что достаётся с большим трудом.
Похожая мысль есть в Евангелии — в повествовании от Матфея сказано, что даже Царство Небесное силою берётся. О силе духа и о том, что все препятствия способно преодолеть доброе и искреннее сердце — фильм Игоря Перина «В небо за мечтой».
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!