— Видел сегодня учителя нашего Фёдора Степановича
— И чего?
— Да ничего, спрашивал, делал я задание на лето.
— Ну...
— Чего ну, можно подумать, ты чего-нибудь сделал.
— Я книжку читал.
— Читал? А математика? Ты должен трояк исправить.
— Не должен. Я в школу не пойду.
— Да ну тебя.
— Да нет, Васька. Правда. В школу не пойду. Я завтра с сеструхой уезжаю в Москву. На лётчика учиться.
Пятиклассник Пашка Новиков мечтает о небе. Он провожает каждый самолёт, пролетающий над его родной деревней Курлыкино, и не расстаётся с книжкой о героическом лётчике Валерии Чкалове. Он и сам хочет стать лётчиком-испытателем. Так сильно, что обо всём остальном иногда забывает. Вот и математику запустил. Зато наизусть знает характеристики всех моделей самолётов. Пашка растёт с отцом, без мамы. А в Москве у него живёт старшая сестра. Однажды она решает забрать брата к себе. Ведь воплотить свою мечту о небе в столице мальчишке будет намного проще.
Только что мы с вами услышали фрагмент из кинофильма «В небо за мечтой». Ленту снял в 2017 году режиссёр Игорь Перин. Фильм стал для него дебютной полнометражной работой — до этого Перин был известен как создатель музыкальных видеоклипов. Добрая семейная картина вышла в широкий прокат в российских кинотеатрах и очень понравилась зрителям — и детям, и взрослым. В ней много солнца, хорошей погоды, зелёной травы и синего неба. А главное, фильм очень просто рассказывает о самых важных вещах. Взять, например, эпизод на уроке литературы в московской школе, куда всё-таки после переезда пошёл Пашка Новиков. Ведь попасть в лётное училище без школы никак не получится. Учительница задала ребятам сочинение на тему «Кем я стану, когда вырасту». Но сначала решила послушать их ответы.
— Давайте подумаем перед тем, как писать — кто кем хочет стать.
— Анатолий!
— Ну... я хочу стать бизнесменом.
— Бизнесменом! Так, а почему?
— Потому что они много денег зарабатывают.
— Спасибо, садись.
— А я хочу стать руководителем банка. Там ещё больше денег.
— Спасибо, но, вы знаете, зарабатывать деньги — это здорово, конечно, но всё-таки должно быть ещё какое-то желание, да? Желание реализовать свою мечту, желание заниматься любимым делом, желание делать добро людям.
С желанием делать добро у Пашки как раз всё в порядке. Искренний паренёк всем старается помогать. Хоть ему, как новенькому, часто достаётся. Но даже конфликт с главным задирой в классе он хочет решить по-хорошему. Впрочем, есть проблема и посерьёзнее. У Пашки беда с математикой. Эта премудрость даётся ему с огромным трудом. Точнее, совсем не даётся. А ведь, оказывается, в лётном училище без пятёрки по математике делать нечего! Так сказал ему новый знакомый Валерий Александрович — самый настоящий лётчик. Пашка познакомился с ним на маленьком аэродроме, куда бегал смотреть на самолёты. Валерий Александрович пообещал мальчику взять его в полёт — но только при условии, что Пашка подтянет математику на «отлично». Теперь парню предстоит ради мечты сделать, как ему кажется, невозможное. Справится ли он? Об этом узнаем, посмотрев позитивный и вдохновляющий фильм Игоря Перина «В небо за мечтой». Кстати, о преодолении трудностей в картине очень хорошо высказался тот самый лётчик Валерий Александрович — в одном из эпизодов, когда Пашка привёл на аэродром своих новых друзей.
— Пашка так много интересного рассказывал.
— Да. Говорил, что это круче любой компьютерной игры.
— Ой, ребята. Жизнь вообще интересней любой игры, поверьте.
— Да, только сложности одни.
— Нет, ну это, знаете, как к жизни относиться. Если жаловаться, лениться — конечно, я думаю, в жизни ничего интересного не будет. Ну а если... относиться к этим трудностям, как к задачам, которые надо преодолевать, думаю, тогда жизнь будет интересная. Ведь, согласитесь, только то для нас важно, что достаётся с большим трудом.
Похожая мысль есть в Евангелии — в повествовании от Матфея сказано, что даже Царство Небесное силою берётся. О силе духа и о том, что все препятствия способно преодолеть доброе и искреннее сердце — фильм Игоря Перина «В небо за мечтой».
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова