2 Кор., 185 зач., VIII, 1-5
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как уже здесь на земле стать участником Царства Божия? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из восьмой главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
1 Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским,
2 ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия.
3 Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель:
4 они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым;
5 и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией;
Отрывок, который мы только что услышали, адресован христианам города Коринф. Поводом для написанного является то, что христиане Иерусалима оказались в очень бедственном положении из-за гонений. Они нуждались в материальной помощи. Апостол Павел призывает коринфских христиан жертвовать на поддержку иерусалимской общины.
Чтобы побудить своих адресатов к действию, он указывает им на пример Македонской церкви. Македонские христиане были очень щЕдры. Несмотря на то, что сами находились в затруднительных обстоятельствах, они отдали своим братьям в Иерусалиме практически все, что имели. И далее апостол Павел формулирует принципиально важный закон духовной жизни: глубокая нищета, в которой они оказались из-за своей жертвенности, стала для них источником духовного богатства. Македонские христиане пребывали в состоянии непрестанной сердечной радости, несмотря на внешне скорбные и тяжелые обстоятельства.
В книге Деяний апостольских этот же принцип Павел формулирует более лаконично — «блаженнее давать, нежели принимать». При этом он указывает, что эти слова произнес Сам Христос. Так апостол подчеркивает важность этого принципа. Без учета такой закономерности духовная жизнь становится невозможной. Источником этого порядка является Сам Бог. Каждое лицо Святой Троицы отдает Себя Двум Другим без остатка, но при этом не исчезает, не сливается с Двумя Другими, а является самостоятельным Божественным Лицом. Поэтому Бог, с одной стороны, Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, с другой, Он один единый Бог. Это то, что некоторые богословы называют тайной извечного круговорота божественной любви.
Можно привести такой пример. Когда человек отдает жизнь за своих близких, например, на войне, о нем говорят, как о герое. Именно в момент подвига его индивидуальность раскрывается в полноте. Все самое благородное, высокое выходит на первый план. Именно в эту минуту он реализуется как Человек с большой буквы. И напротив, когда человек малодушничает, сохраняет свою жизнь, но предает, то никто потом и не помнит о нем. Его никто не уважает. Для окружающих он не представляет никакой ценности. Его словно не было. Получается парадокс: первый отдал все, саму свою жизнь, уничтожил себя, но через это утвердился в памяти людей и в вечности как личность. Второй попытался сохранить, сберечь себя, и через это потерял своей лицо, стал никем.
Об этом и говорит апостол. Если не отдаем, а все тащим к себе и для себя, то на душе тяжко. Ведь мы постепенно погружаемся в изоляцию. Залезаем в собственную голову и остаемся наедине со своей пустотой. Так мы сами закрываемся от сияния Духа Божия, который есть Дух любви и общения. И напротив, если ради Христа и с мыслью исполнить Его Евангельскую заповедь, жертвуем на других людей деньги, время, силы, если заняты помощью, поддержкой других, наполняемся радостью. Чем больше сосредоточены на этом служении, чем больше стремимся принести пользу окружающим, тем больше в сердце благодати. И не стоит бояться, что мои собственные дела придут в упадок. Это не обязательно, хотя и возможно. Просто взамен я получаю гораздо большее, чем успех в своих бытовых делах, — я получаю ту драгоценную жемчужину, ради которой богач из Евангельской притчи продал все свое имение. Получаю то, что Спаситель называл единым на потребу, то есть, то единственное, что может наполнить мое сердце, открыть в нем источник жизни, подарить ему мир, покой, тишину. Я получаю Царство Божие, уже здесь на земле — жизнь вечную.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM