Нередко меня спрашивают: «А как вы, священник, относитесь к атеистам?» Отвечаю – нормально отношусь. Они ведь все люди, наши ближние. У меня, например, есть знакомый атеист, который соблюдает церковный пост.
Эка невидаль, ухмыльнется кто-то. В наше время, когда православные реалии стали частью повседневности и к посту многие относятся как к особой диете, «проверенной традициями», никто уже не удивляется, что о начале поста сообщают в светских выпусках новостей, а модные рестораны предлагают особое постное меню. Однако тут речь не о гастрономии. Мой знакомый не афиширует, что он постится, потому что он в самом деле атеист. Но из той их породы, которую я очень люблю.
Атеисты, как известно, бывают разные. Есть, например, – и их, похоже, в обществе больше всего - просто те, кто очень не любит Церковь, и неважно, начитался ли такой человек материалов желтой прессы или более-менее серьезных книг по религии – величина его багажа познаний о Церкви не влияет на его коренное нежелание когда-нибудь переступить ее порог или даже отнестись к ней без неприязненного предубеждения. Такие очень любят по поводу и без повода, спорить с верующими, зачастую агрессивно, набор используемых ими штампов нам всем хорошо знаком. Церковь эти люди не любят, но и не отрицают, что «Бог или что-то такое есть», просто право судить о Боге оставляют только за собой…
Есть еще атеисты - люди, любящие науку и ее достижения, и так называемый «научный взгляд на мир», поставившие себе, вместо Бога, крайней духовной и смысловой планкой. Общаясь с ними, испытываешь легкое умиление, словно говоришь со своим прапрапрадедушкой, человеком 19 века, радостно уверенным, что электричество и радио дадут человечеству счастье и бессмертие. В быту такие люди достаточно терпимы – точнее, доброжелательно-равнодушны – к инакомыслящим, но такого же отношения требуют и к себе. В разговоре, узнав, что их собеседник – священник, они делают вежливое выражение лица, сквозь которое иногда глаза их проблескивают ироничным огоньком: «Ну всё понятно, служитель культа!...», но нападать впрямую на Церковь и вообще говорить откровенно о вере как своей, так и собеседника, они считают неприличным. Вера для них – вкус, а не истина, а о вкусах не спорят …
Но мой знакомый относится к совсем особой породе людей. Это люди, глубоко болеющие Богом, точнее, Его отсутствием. По какой-то причине они Бога не встретили, не узнали, почему-то они отрицают Его - но на это пустующее место они не могут, не дают себе права, поставить ничто другое. Они знают, какой-то неведомой глубиной сердца, что это пустующее место - таково, что к нему не подходит ничто в мире, на этом престоле не может стоять ни один идол. Честно глядя на жизнь, эти люди видят и чувствуют и ценность и красоту мира и человека - и невыносимость зла и тления, эту красоту отравивших, и личностно мучаются этим всем.
Когда приближается Рождество или Пасха, мой знакомый начинает поститься (так он делает и Великим постом), объясняя мне, что это «здравое и полезное дело», но по лицу его видно: тут не просто забота о теле, происходит что-то касающееся духа, внутри он как-то собирается, глаза светятся по-новому, и свет этот немного печален и тревожен… Как он относится к Богу? Уверен в одном: неравнодушно. Какие-то есть у него с Богом личные отношения. А какие именно…не полезешь ведь к человеку в душу насильно. Меня он перед Рождеством, например, всегда поздравлял так: «С праздниками зимы вас!». И я знаю, что эта фраза – искренняя. А потому сердечно отвечаю: «И вас также!».
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.