
Фото: Сергей Власов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Казанский Богородицкий монастырь был построен по указу царя Ивана Грозного. Обитель возвели на том самом месте, где в 1579 году произошло обретение чудотворного образа Божией Матери. Святыню нашла на пепелище после городского пожара десятилетняя Матрона, дочь стрельца Даниила Онучина. По преданию, эта девочка стала первой монахиней Богородицкого монастыря, а позднее — его настоятельницей.
Все строения в обители изначально были деревянными. Но уже в 1594 году на монастырской территории появился первый каменный храм, посвящённый явлению Казанской иконы Божией Матери. К концу восемнадцатого века эта церковь обветшала. На её месте по проекту известного зодчего Ивана Старова построили великолепный собор в классическом стиле. Это был пятикупольный исполин, украшенный с трёх сторон колоннадой с фронтонами. Два с лишним столетия под его сводами хранилась величайшая святыня — образ Богородицы, прославленный чудотворениями.
Девятнадцатый век стал для Богородицкого монастыря благодатной эпохой торжества православной веры. К чудотворному образу приезжали тысячи паломников со всей России. На пожертвования богомольцев в обители возвели архитектурный комплекс, которому не было равных в Поволжье по красоте и размаху. Так, в 1816 году к северу от центрального собора появился Никольский храм. С южной стороны спустя некоторое время построили Крестовоздвиженскую церковь. Оба этих здания соответствовали традициям классицизма. Вместе с Казанским собором они образовали единый ансамбль. Его украшала колокольня высотой в пятьдесят пять метров.
Двадцатое столетие принесло испытания Богородицкой обители, как и всей Русской православной церкви. После революции 1917 года монастырь был упразднен. Казанский собор какое-то время ещё действовал, как приходской. В 1931 году общину перевели в городской Петропавловский храм. Вскоре после этого церковь, посвящённая чудотворной Казанской иконе, была разрушена вместе с большей частью монастырского ансамбля.
В двадцать первом веке Богородицкая обитель получила вторую жизнь. В 2005 году монастырю возвратили чудом уцелевший Крестовоздвиженский храм. А 4 ноября 2015 года президент Татарстана Рустам Минниханов подписал указ «О Воссоздании Казанского собора Божией Матери». Сбор пожертвований и организацию строительных работ взял на себя фонд «Возрождение» под руководством первого президента Татарстана Минтимера Шаймеева. За пять лет собор был построен в соответствии с первоначальным обликом. Возвращение из небытия исторически значимого храма стало событием всероссийского масштаба.
Все выпуски программы Небесная Заступница
11 июля. Об отношении людей к святым целителям

Сегодня 11 июля. День памяти преподобного Павла, врача из Коринфа, жившего предположительно в девятом веке.
Об отношении людей к святым целителям — священник Стахий Колотвин.
В святцах у нас множество святых, но особенно народной любовью пользуются те святые, которые при жизни занимались врачебным ремеслом.
Увы, как бы мы ни вспоминали о своей душе, о её несовершенстве, о том, что надо о ней заботиться, мы люди телесные, если что-то где-то заболит, заколет, то тогда мы прежде всего, конечно, обратившись к врачу, обращаемся и ко Господу, и просим ходатайства у святых его угодников, особенно которые были связаны с врачебным ремеслом.
Среди них, тем не менее, малоизвестен преподобный Павел, врач коринфский. Хотя, с одной стороны, вроде и Коринф — древний христианский город, куда апостол Павел адресовал своё послание, мы смотрим, что врачебное ремесло тоже должно было привлечь к нему некоторое внимание.
Но вот мы вспоминаем, что и была в его жизни настоящая клевета, когда он, уже оставив врачебное ремесло, удалившись в монастырь, чтобы Богу служить, возможно, даже этим он смог людей раздражить: что же ты не занимаешься нашими болячками, а идёшь что-то молиться, почему ты не лечишь людей? Вот и на фоне этого и был он оклеветан.
На его отношении с Богом и радости престола Божия это никак не сказалось. Поэтому тоже, дорогие друзья, молимся этому замечательному, смиренному святому, он нам поможет и в здоровье души, и тела.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О духовном слышании

В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто имеет уши слышать, да слышит!».
О духовном слышании — священник Родион Петриков.
Эти слова Христа звучат как загадка, ведь физически слышат Его все. Господь говорит о другом: о духовном слухе, о способности услышать за словами голос Бога.
Представьте: два человека стоят в лесу. Один слышит только шум листвы, а другой различает и шум листвы, и пение птиц, и журчание ручья, и шепот ветра. Так и в духовной жизни можно слушать Евангелие годами и при этом оставаться глуховатым к его смыслу.
Почему так? Потому что настоящая глухота — это не отсутствие слуха, а сердечное, внутреннее нежелание слышать. Ведь фарисеи прекрасно слышали слова Христа, однако их сердца были закрыты, а мытари-грешники каялись и шли за своим Спасителем.
Сегодня этот вопрос звучит каждому из нас. А у меня какие уши? Уши, которые слышат только то, что хотят слышать? Или же уши, готовые принять божественную правду?
Христос не случайно повторяет эту фразу в Евангелии семь раз. Это как настройка радиоприемника: нужно найти правильную частоту, чтобы поймать сигнал. Бог говорит всегда. Вопрос только в том, готовы ли мы перестать шуметь в своей душе, чтобы расслышать Его.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 июля. О служении Павла Булацеля

Сегодня 11 июля. В этот день в 1867 году родился русский журналист, публицист и общественный деятель Павел Булацель.
О его служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Павел Фёдорович, получив прекрасное юридическое образование, стал в зрелые годы одним из основателей Союза Русского Народа — монархического движения, выступавшего в поддержку государственного строя в начале XX столетия.
В 1905 году, как руководитель Союза Русского Народа, он был принят государем Николаем Александровичем II. Из уст Павла Фёдоровича государь услышал такие слова: «Как дневной свет ненавистен кротам, так самодержавие ненавистно врагам России. Оно их обессиливает и потому раздражает. Они понимают, что доколе будет существовать самодержавие, дотоле Россия не распадётся. Не верьте, государь, тому, кого выдвигают масоны и кто опирается только на инородцев. Обопритесь на русских людей, и врата ада не одолеют русского государя, окружённого своим народом».
Он отошёл от политики после революции и жил тихо в своём имении до тех пор, пока не нашли его чекисты. Томился в тюрьме. Замечательно, что никакой вины предъявить ему было невозможно.
Как русский человек, патриот, православный христианин, Павел Фёдорович был расстрелян в Петрограде 18 февраля 1919 года.
Помолимся об упокоении души раба Божьего Павла, да воздаст ему Господь за служение Отечеству прощением согрешений и Царствием Небесным!
Все выпуски программы Актуальная тема