Адрес храма Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище:
Москва, Дроболитейный переулок, д. 5, стр. 1
Схема проезда:
Контакты:
129626, Москва, Дроболитейный переулок, д. 5, стр. 1;
8 (963) 772-52-26 — основной (храм),
8 (495) 687-34-09 — приходской дом.
troitse-paraskevo@yandex.ru
Адрес сайта: http://troitse-paraskevo.ru/
В 1652 году за Москвой на Троицкой дороге возле села Напрудного (ныне память о нем осталась только в названии Напрудного переулка) царь Алексей Михайлович встречал мощи святителя Филиппа, митрополита Московского и Всея Руси. Позже на месте встречи установили часовню с большим дубовым крестом и памятной надписью. Местность же здешняя в итоге получила название «Крестовская застава». Крест стоял здесь до 1929 года. Ныне он находится в церкви Знамения в Переяславской слободе.
Именно в этом месте в последней четверти 18 века появилось и Крестовское кладбище. И появилось оно, как и еще десяток других, по причине начавшейся в Москве эпидемия чумы. Болезнь быстро распространялась. Каждый день умирало более полутысячи, а иной раз и до тысячи человек. Это при том, что город насчитывал не более 200 тысяч жителей и целиком располагался в границах Садового кольца. Хорнить было негде – кладбища при церквях местом не располагали. Теля умерших кое-как закапывали во дворах и садах, а то и вовсе не закапывали, отчего эпидемия лишь усиливалась.
Поэтому впервые в истории России в ноябре 1771 года принято было решение организовать за пределами города общественные кладбища.
За Мещанской слободой городские власти отвели участок земли, который и стал Крестовским кладбищем. А в следующем году, на Крестовском кладбище поставили деревянную церковь в честь Параскевы Пятницы, отчего и Крестовское кладбище по церкви стало именоваться Пятницким.
В 1778 году во время грозы у церкви снесло всю крышу и повредило колокольню. Усилиями прихожан церковь отремонтировали, но скоро по причине малой посещаемости и бедности здешних прихожан она пришла в упадок.
В сентябре 1828 года купец Свешников передал по завещанию свое имение и деньги на постройку нового каменного храма. Выяснилось, правда, что для строительства не хватает земельного участка, и тогда нашелся еще один благодетель: граф Шереметьев отдал часть своей земли.
Храм построили в стиле ампир. Это весьма монументальные формы, с колоннами по фасаду и украшения элементами военной атрибутики. Само название стиля – ампир – императорский – как бы напоминал о недавней победе над императором Наполеоном.
И ныне закрытый в 30-х годах храм, потом разрушенный, но возвращенный церкви и отреставрированный, вновь служит людям и их духовным нуждам.
Церковь Троицы Живоначальной на Пятницком кладбище за Крестовской заставой.
Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь
Свято-Смоленская Зосимова мужская пустынь расположена недалеко от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Этот монастырь называли Северная Оптина. До революции в обители, основанной на этом месте святым преподобным Зосимой Александровским, подвизались духоносные Старцы, о которых знала вся Россия — устроитель монастыря, святой преподобный Герман Гомзин и святой преподобный Алексий Соловьев, к ним за советом и помощью приезжала святая преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Феодоровна Романова и тысячи богомольцев, среди которых известные священники, архиереи, ученые богословы и простые верующие люди. О святынях монастыря, о возрождении обители, об обретении мощей преподобных Отцов, о новомучениках Зосимовских наша программа.








Все выпуски программы Места и люди
11 декабря. О духовных учителях

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего».
Об учениках Христа — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь произносит эти слова, обращая их к Своим ученикам — к апостолам. Просто так ученик не сможет никогда стать выше своего учителя. Чтобы быть наравне с учителем, чтобы взять на себя подвиг и жребий апостольства, сами апостолы должны были трудиться и совершенствоваться в вере, молитве.
И в День Пятидесятницы апостолы получат тот самый дар Духа, который сделает их — простых галилейских рыбаков — способными перевернуть весь мир. И мы увидим, как ученики Христовы будут достойными того, чтобы дойти до края земли с проповедью Христова Евангелия. Мы с вами также являемся продолжателями дела апостолов. И стремясь к христианскому совершенству, мы должны помнить, что труд, молитва в духовной жизни, добрые дела — это неотъемлемая часть всего того, что заповедал нам Христос Спаситель.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О том, как распоряжаться богатством

В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого».
О борьбе с соблазнами богатства — священник Николай Дубинин.
И в I, и в XXI веке человек, по сути, не меняется. Все наши страсти и пороки, они, наверное, одинаковы во все времена. Именно поэтому апостол Павел, знаток человеческой души, советует апостолу Тимофею. Он говорит: «Богатых христиан, богатых учеников Христовых увещевай полагаться не на богатство, а на Бога, и чтобы они не возвеличивали сами себя над другими».
Действительно, когда человек материально обеспечен, он имеет большой соблазн «поднимать, что называется, главу над ближними», превозноситься, иными словами, и вот эта надежда на свои материальные блага, на свою какую-то важность, значимость большим соблазном для таких людей может стать.
Поэтому каждый христианин, например, который какую-то руководящую должность занимает или имеет обеспеченность финансовую, должен бороться с этими наклонностями. И лучшее средство борьбы — это помощь ближнему, как раз внимательно осматриваясь вокруг, находить тех людей, которые нуждаются в твоей помощи, и помогать им. Вот тогда этот человек будет служить Богу своим богатством, ну и ближнему, конечно, тоже.
Все выпуски программы Актуальная тема











