Адрес храма «Всех скорбящих Радость» на Калитниках:
г. Москва, Большой Калитниковский проезд, дом 11,
Схема проезда:
Контакты:
109029, г. Москва, Большой Калитниковский проезд, дом 11,
8(495) 670-15-61.
Адрес сайта: http://hramkalitniki.ru/
Название местности, которую и по сей день именуют «Калитники», впервые встречается в документах на рубеже ХIII - ХIV веков. Происходит оно от имени, а точнее - от прозвища великого князя Ивана Данииловича. Прозвище ему было – «калита», что в свою очередь это – сумка, мешок. А почему прозвали так князя, ясно и по другому его поименованию – собиратель русских земель, ибо именно при нем началось возвышение Москвы и усиление централизованной власти. В сою же очередь именно благодаря Ивану Калите Русь в скором времени распрощалась с монголо-татарским игом.
В конце ХIII века местность эта входила в его владения. А Калитники – суть владения Калиты, где он любил уединяться.
Однако же мы нынче все же говорим не о местности, а о Церкви Иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" на Калитниковском кладбище.
Кладбище это, как и многие иные, появилось в 1771 году, дабы хоронить скончавшихся от страшной эпидемии чумы. «Понеже город Москва великое число в себе заключает жителей и обыкновенные при церквах пустыри весьма малы, а кругом жилыми домами окружены, то, дабы в случае распространения опасной болезни, многим числом умирающих, не произошел от погребения внутри самого города вред велено назначить вне города, в нарочитом от него расстоянии несколько церквей, при которых всех умирающих впредь до указа хоронить».
Земетим маленькую тонкость: учреждались не кладбища, а в первую очередь церкви, и лишь при них – кладбища.
Так появились за Камер-коллежским валом Москвы, семь храмов, а при них «чумные» погосты - в их числе и «Калитинское за Покровской заставой», на нем деревянная церковь, названная «Всех Скорбящих Радость», для отпевания усопших. В 1772 году, 13 января (26 января по новому стилю) её освятили.
Однако 29 августа 1776 года церковь сгорела и скоро на этом же месте построили новую церковь, тоже деревянную и с деревянной колокольней. Она благополучно пережила пожар 1812 года.
В 1834 году строится еще одна, на сей раз каменная церковь. В 1861 году старую деревянную церковь отремонтировали и переименовали в честь иконы Божией Матери «Боголюбская», которая позже сгорела.
Роспись храма выполнил известный русский художник Боровиковский, а в 1905-1912 годах сделали новую роспись, которая сохранилась и до сих пор. А иконостасы сохранились прежние, середины ХVIII века.
Вот такая интересная и очень драматичная 170-летняя история Церкви Иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" на Калитниковском кладбище, которая и по сей день ежедневно собирает на молитву своих прихожан.
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.