
Фото: rushil shrivastava / Unsplash
29 января 1846 года настоятель московской церкви Симеона Столпника за Яузой, протоиерей Алексий Соловьёв, служил Литургию с особенным чувством. Сегодня Господь послал ему сына! Супруга отца Алексия, Мария Фёдоровна, родила здорового, крепкого мальчика. Священник благодарил Бога за Его дар. После службы отец Алексий принимал сердечные поздравления от прихожан. Батюшку на приходе любили все. Современники вспоминали о нём, как об исключительно добром, кротком, сострадательном человеке. Отца Алексия трудно было представить сердитым; никто не слышал от него резкого или бранного слова. Таков он был не только с прихожанами, но и с домочадцами — любящий супруг, ласковый и заботливый отец.
Новорождённого сына окрестили и назвали Фёдором — в честь мученика Фёдора Тирона. Младенцу, который жмурился и улыбался, когда священник окунал его в купель, предстоял удивительный путь. Он будет пострижен в монахи с именем Алексий, станет одним из самых известных старцев конца 19-начала 20 века и будет прославлен в лике святых как преподобный Алексий Зосимовский.
Родители будущего старца были людьми интеллигентными и всесторонне образованными. При этом двери их дома их был всегда были открыты для гостей любого звания и достатка. И нищих, которые просили подаяния Христа ради, принимали наравне с богатыми и знатными. В доме имелась богатая библиотека. В гостиной у Соловьёвых стоял рояль: старшая сестра Фёдора, Анна обучалась музыке. Когда она занималась, маленький Федя забирался под рояль и, затаив дыхание, слушал произведения Шопена, Бетховена и Моцарта. Любовь к музыке он сохранит на всю жизнь.
Мать Фёдора, Мария Фёдоровна Соловьёва, скончалась от холеры, когда мальчику было всего 8 лет. Это случилось вскоре после рождения младшей сестры Фёдора, Катерины. На плечи овдовевшего отца Алексея легла забота о троих. «Он относился к детям, как к ангелам», — вспоминали близкие Соловьёвых. Дети в ответ всей душой любили своего отца. Федор, как единственный сын, стал правой рукой отца. Больше всего мальчику нравилось прислуживать ему в алтаре. Когда во время Богослужения Федя выходил со свечой или подавал отцу кадило, то чувствовал ни с чем не сравнимую радость.
Мальчик скучал по матери, хранил в своей памяти тепло её ладоней, её добрую улыбку. Материнскую заботу о детях постаралась восполнить няня по имени Татьяна. Впоследствии преподобный Алексий Зосимовский часто вспоминал о ней. Он говорил о няне с большой любовью и, после её кончины, в Татьянин день непременно служил по ней панихиду.
С самых юных лет, благодаря чуткому воспитанию и наставлениям отца, мальчик отличался вдумчивостью и сёрьезностью. Сестрицы — не только младшая Катя, но и старшая Анна — уважали и слушались брата. Если случалось о чём-то поспорить, девочки шли к Феде и просили, чтобы он их рассудил. Они всегда советовались с братом — например, если хотелось попросить у отца какую-нибудь обновку. И если Фёдор считал, что момент для подобной просьбы не самый подходящий, то сёстры не беспокоили батюшку.
Отец скончался, когда Федору было тридцать шесть лет, и он уже служил диаконом. Через несколько лет, в 1898-м, Фёдор станет монахом Курской Зосимовой пустыни. В постриге он получит имя Алексий — в честь святителя Алексия Московского. Оно будет напоминать монаху и о его отце, носившем такое же имя. Будучи уже в преклонном возрасте, старец Алексий Зосимовский с теплом вспоминал детские годы, и говорил, что родительская любовь всю жизнь согревала его.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
31 июля. Об отношении к еде

В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к корИнфянам есть слова: «Едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».
Об отношении к еде — священник Александр Сапунов.
Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Видишь ли, как он от частного предмета перешёл в получение к общему и преподал нам превосходное правило — прославлять Бога во всём». Свидетель говорит нам о том, что всякое наше действие должно быть прославлено Светом Христовым и строиться вокруг Его личности, особенно когда это касается простых и элементарных вещей, таких как питание.
Ведь, дорогие слушатели, призваны мы апостолом Павлом осознавать, что жизнь — это дар, за который мы должны прославлять нашего Творца в наших делах и в каждом нашем мгновении.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О личности богослова Василия Бажанова

Сегодня 31 июля. В этот день в 1883 году отошёл ко Господу доктор богословия, императорский духовник, протопресвитер Василий Бажанов.
О его личности — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот замечательный священник с энциклопедическим кругозором, знаток, как это водилось, древних и новых языков, богослов, незаурядный преподаватель, был духовником последовательно Николая Павловича I, Александра Николаевича II и Александра Александровича III. А стало быть, трудами отца Василия Бажанова созидался внутренний мир трёх помазанников божьих.
Его учебник об обязанностях христианина, специально написанный для государя Александра Николаевича, будущего императора, стал самым популярным пособием как в духовных, так и в светских учебных заведениях. А значит, уже не только монархи, но сотни и тысячи русских людей впитывали в себя основы христианского благочестия по труду, занявшему своё место в системе российского образования.
На его средства была открыта Николаевская богадельня для престарелых священнослужителей военного ведомства. Может быть, не столько на средства, сколько по его инициативе, но и взносы протопресвитера Василия в это заведение, несомненно, поступали.
Помолимся об упокоении души этого русского священнослужителя и пожелаем современным клирикам Московской патриархии набирать тот духовный вес и ту молитвенную сосредоточенность. В наш турбулентный век смешения и брожения умов люди такого статуса, и не просто статуса, но такой духовной мощи, конечно же, очень нужны для выработки в нашем самосознании устойчивости, преданности небесному Отечеству и бескорыстного служения Отечеству земному.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О святости преподобного Памвы Нитрийского

Сегодня 31 июля. День памяти преподобного Памвы пустынника, Нитрийского, жившего в четвертом веке и взявшего на себя подвиг безмолвия.
О его святости — священник Стахий Колотвин.
Подвиг молчальничества, подвиг воздержания от слов порой воспринимается искусственно. Монах берёт и даёт обет — зарок — не говорить сколько-то лет, не общаться. Однако здесь речь не идёт о том, что если кто-то попросит помощи, подсказки, то монах должен сказать: «Ой, у меня табличка, я не могу говорить». А речь идёт о том, чтобы ценить каждое слово.
Преподобный Памва, который жил в отдалённой Нитрийской пустыне — то есть, с одной стороны, не так далеко от Александрии, а с другой стороны, уже далеко от источников, от оазисов, там, где сложно подвизаться, и там, куда не приходят паломники, жаждущие наставления. Тем не менее, конечно, и до него добирались, зная о его праведной жизни, монахи, которые пытались задать ему какой-то вопрос.
Но преподобный Памва ни в коем случае им не отказывал. Просто он мог по нескольку месяцев размышлять над вопросом, и если человек дожидался или приходил вновь, обязательно ему давал ответ.
Поэтому точно так же не нужно брать и лицемерить, и бросаться: с одной стороны, всегда объяснять и подсказывать, если ты что-то знаешь. Но и не нужно, с другой стороны, брать и лицемерить, и говорить: «Ой, я такой бедный, недостойный», — а внутри думать: «Ой, какой я смиренный и совершенный, никому ничего не советую».
Если ты можешь человеку подсказать, то просто подожди, подумай, поразмысли, порасспрашивай его, и, возможно, ты ему сам не дашь ответа, но подскажешь, куда человеку пойти, к кому обратиться, чтобы он смог ответ на свой духовный вопрос получить.
Все выпуски программы Актуальная тема