Послание к Филиппийцам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

* Поделиться

Флп., 242 зач., II, 16-23.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Скорее всего, вы слышали о так называемом «треугольнике Карпмана» — популярной моделью созависимых отношений, в которых участвуют трое — Преследователь, Жертва и Спасатель. Эта психологическая модель, казалось бы, позволяет понять нередко очень хитросплетённые межличностные отношения — и поняв, помочь их поправить. Во 2-й главе послания апостола Павла к Филиппийцам мы можем увидеть, что быть жертвой — вовсе не тождественно попаданию в «ловушку созависимости». Отрывок из этой главы читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте его послушаем.

Глава 2.

16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.

17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.

18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.

19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.

20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,

21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.

22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.

23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.

Обращаясь к Филиппийцам, апостол Павел свидетельствует о своей готовности стать ради их веры жертвой. Заметим, что в тексте используется глагол σπένδομαι — от σπένδω, выливать как возлияние. Буквально — апостол готов «пролить себя как чашу вина», с возлияния которой на жертвенник традиционно начиналась и заканчивалась любая трапеза язычников. С формальной точки зрения такое возлияние — бессмысленная трата продукта, потому что он становится потраченным не на своё предназначение. Но, как и во всякой жертве, здесь есть куда более глубокий смысл: не извлекая никакой «бытовой» выгоды из жертвы, можно надеяться, что она сыграет свою роль в более важных процессах.

Но при чём здесь треугольник Карпмана, спросит наш внимательный слушатель? А дело вот в чём. Активное вхождение психологической терминологии в жизнь обывателя привело к тому, что смыслы привычных слов стали сильно меняться. Тотальная психологизация отношений, проповедуемая, как правило, людьми недообразованными, подменяет привычные смыслы специальными терминами — и так существенным образом меняется вся картина. Именно это и произошло с треугольником Карпмана: теперь слово «жертва» сразу же обрастает обязательными спутниками — «преследователь, спасатель, созависимость, бежать-бежать-бежать куда подальше!» Другими словами, некогда глубокое, многогранное слово «жертва» теперь уже всегда под подозрением. Стоит ему прозвучать — и сразу же загорается красная лампочка: уж не абъюзом ли запахло? Или токсичными отношениями? Или это всего лишь манипуляция? А кто я в этой схеме — может, Преследователь? А на деле — батюшка всего лишь просит прийти на субботник, взять в руки грабли и веник и убраться на храмовой территории. Без всякого «второго дна», «непроговариваемого» и «токсичных треугольников». Но просто пожертвовать своим временем и немного физическими силами зачастую оказывается невероятно сложно.

Вот мы подошли и к самому главному отличию жертвы апостола собой от «жертвы» токсичных отношений. Ключ — в самих словах апостола, точнее, в его призыве: «О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне». Что это значит? Готовность «пролиться жертвой» ради веры жителей Филипп для апостола — не вынужденная обусловленность неразрешённым клубком взаимоотношений, а свободный и исполненный любовью выбор: ему ради них ничего не жалко, даже самой жизни — причём это делается с радостью — и к той же самой радости призываются «жертвополучатели».

Сегодня апостол провёл для нас прекрасную «вакцинацию» от ложного использования специфической психологической терминологии — а именно понятия «жертва». Если то, что мы «отрываем» от себя, отдавая другому — делается с радостью — и с радостью же принимается другим — значит, нет в этом никакой «токсичности» — а действует обычный, проверенный тысячелетиями, закон любви. Потому что, когда любят — ищут не своего, а пользы другого.

Так что, друзья, давайте вернём прекрасному слову «жертва» его изначальное, не скомпрометированное психологией, значение — и пусть жертвовать своим временем, вниманием, добротой, финансовыми ресурсами — да и вообще всей жизнью — ради блага ближних и дальних, Церкви и общества — будет точным показателем нашей внутренней зрелости и состоятельности!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем