
Фото: Vladan Bjelic / Unsplash
29 июня 1737 года у Георгия Данилова, причетника Троицкой церкви села Чашниково близ Москвы, родился сын. Мальчика окрестили и назвали Петром. Здоровье у младенца было хорошее. Вот только засыпал он с трудом. Ни колыбельные, ни укачивание не помогали. Однажды мать, Татьяна Ивановна, вложила ему в ладошку крестик, который висел раньше на колыбели. Младенец крепко зажал его в крошечной ручке и... тут же уснул! Татьяна Ивановна рассказала об этом случае мужу. И осторожно предположила: уж не знак ли это того, что их чадо изберёт в жизни путь служения Богу? Материнское сердце чутко. Так впоследствии и произойдёт. Пётр станет монахом и примет в постриге имя Платон. Он будет московским митрополитом, учёным-богословом, учителем Закона Божия наследника Российского престола, будущего императора Павла I.
А пока ребёнок рос — здоровым и умным. Как только Петя начал говорить, родители стали учить его молитвам. Мальчик впитывал слово Божие и трёх лет от роду уже мог по памяти вместе с отцом и матерью читать некоторые молитвы и псалмы.
Благим примером называл митрополит Платон жизнь своих родителей. Георгий Данилович и Татьяна Ивановна были небогаты, но всегда, когда была возможность, щедро раздавали милостыню, помогали родственникам и соседям, если те оказывались в затруднительном положении. Петя с ранних лет видел перед собой родительский пример христианского милосердия.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, отец стал обучать его грамоте. Георгий Данилович и Татьяна Ивановна удивлялись тому, как легко их сын схватывает премудрость чтения. Часослов и Псалтырь Петя освоил намного быстрее, чем его сверстники, и скоро уже мог помогать отцу в храме. Церковное служение приносило Петру большую радость. Мальчик даже стал складывать стихи, посвящённые Богу.
Со временем, видя необыкновенные успехи сына, отец решил определить его в духовное училище при московской Заиконоспасской славяно-греко-латинской академии. Трижды секретариат академии отклонял прошение. Причиной тому было правило, по которому дети церковнослужителей должны были обучаться в той епархии, где служили их родители. Георгий Данилович, недавно рукоположенный во иерея, принадлежал к коломенскому духовенству. А значит, и сына должен был определить в Коломенское духовное училище, а не в Москву. Но когда отец Георгий принёс бумаги в четвёртый раз, секретарь сказал: «Вижу, ты настоящий отец! Добро, примем твоего сына. И поскольку священник ты небогатый, возьмём его на казённый счёт». Так Петя стал студентом. Отец и мать радовались его успехам. Ради сына они готовы были во всём себе отказывать и покупали ему дорогие книги, необходимые для учёбы. В Академии Пётр получил фамилию Левшин — студенты духовных учебных заведений в те годы часто звались и после выпуска так, как нарекало их академическое начальство. Биографы владыки Платона затрудняются сказать, почему именно такая фамилия за ним закрепилась. Но именно под ней он станет известен как митрополит Московский и Коломенский, один из величайших умов Отечества, создатель первого труда по Церковной истории. И просто — смиренный сын своих родителей, как часто говорил он о себе.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей

Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Все выпуски программы Актуальная тема











