
Апостол Павел
Еф., 227 зач., IV, 25-32.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда люди, которые стараются соблюдать заповеди, делают это простым усилием воли, не понимая, что им было бы гораздо легче, если бы они разобрались в сути духовной жизни, осмыслили причины и цели того, чего от них ожидает Господь. Примером такого подхода может быть отрывок из 4-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
27 и не давайте места диаволу.
28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Человек существо разумное и для него естественно во всём искать смысл. При этом всякий хоть раз в жизни на вопрос «почему?», слышал простой и короткий ответ: «потому». Обычно в таких диалогах спрашивающая сторона зависит от другой и отказаться от выполнения запрета или требования не может. При этом другая, которая требование или запрет выдвигает, понимая зависимое положение собеседника, решает не утруждать себя объяснениями.
Конечно, ситуации бывают самыми разными, но общий принцип таков: если человеку объяснить причину или цель просьбы, выполнить её ему будет проще, потому что он будет хотя бы отчасти понимать внутреннюю логику того, что делает. Особенно важно это понимать, когда речь идёт о нравственной жизни, ведь в ней решения часто даются человеку с трудом и предполагают борьбу с самим собой.
В отрывке, который мы сегодня услышали, апостол Павел поступает именно так — он говорит с Ефесянами о нравственной жизни и комментирует каждую свою просьбу.
Так, например, он призывает читателей, отвергнув ложь, говорить ближним истину. Сложно себе представить, чтобы Ефесяне не знали, что быть честными и искренними хорошо и правильно. Эта добродетель была хорошо известна в античности. Однако известность чего бы то ни было не означает того, что с этим нет проблем. Человек может прекрасно знать, что обманывать нельзя и даже в теории с этим соглашаться. Но при этом в ситуации соперничества, когда от лжи будет зависеть его благополучие, он солжёт совершенно спокойно. Неслучайно в народе бытуют пословицы «не соврёшь — не проживёшь» и «своя рубаха ближе к телу». Все эти вещи совершенно не случайны, потому что после грехопадения люди стали всё больше разобщаться, соперничать и в итоге иногда человек готов идти на самые страшные поступки и выживать за счёт других... Но апостол знает, что Бог сотворил людей для другого и во Христе Иисусе они могут вернуться к нормальным и правильным отношениям. Обращаясь к ученикам, он не просто призывает их перестать обманывать, но объясняет, что у них есть для этого все силы и возможности. Теперь, когда они стали членами тела Христова, они больше не должны рассматривать ближнего как врага или соперника, но как брата и сослужителя, с которым они смотрят в одну сторону и идут к одной цели.
И таким же образом апостол говорит о гневе, с которым надо уметь справляться, о воровстве, которое необходимо отвергнуть и честно трудиться, помогая окружающим. Павел обращается к самым разным проблемам, о каждой из которых можно говорить достаточно долго, но суть его подхода в том, что он не просто запрещает или повелевает, но объясняет и даёт положительную перспективу, благодаря чему суть духовной жизни становится более ясной, а усилия осмысленными и плодотворными.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 114. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена люди предпочитали глупости мудрость и безрассудству рассудительность. Библию нередко считают мудрой книгой, но к какой мудрости она на самом деле призывает? Ответить на этот вопрос помогает 114-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 114.
1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление моё;
2 приклонил ко мне ухо Своё, и потому буду призывать Его во все дни мои.
3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения.
9 Буду ходить пред лицом Господним на земле живых.
Со времён эпохи Просвещения люди поверили в одну не вполне очевидную идею: уровень счастья зависит от уровня образования. Естественно, не все и не сразу бросились учиться, и все мы помним из школьной программы комедию «Горе от ума», герой которой говорил: «уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь». Однако ХХ век — это век всеобщего образования. Впрочем, в первую очередь образования ума, но не образования души или духа. Ведь жизненный опыт со всей очевидностью свидетельствует о том, что можно быть образованным и в своей сфере даже очень умным, но не быть мудрым. Человек бывает способен помнить множество фактов, понимать сложные формулы, но не помнить о семье, которая нуждается в заботе, и не понимать важности общения с близкими. Иногда он умеет совершать сложнейшие операции скальпелем или хирургической иглой, но не умеет управлять собственным языком.
Псалом, который мы сейчас услышали, ничего не говорит не только об образовании, которое, кстати, во времена псалмопевца было связано со знанием Писания и особенно закона Моисеева, он ничего не говорит и о мудрости. По крайней мере на первый взгляд. Перед нами хвалебная молитва того, кто претерпел испытания, смертельно заболел и очень сильно страдал, но получил избавление от Господа. Но что же в итоге помогло ему искать помощи у Бога? Ответ очень необычный, и он звучит буквально через всё Писание. Псалмопевец говорит: «Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне». Слово, которое перевели как «простодушный» также означает простеца, человека наивного, иногда даже глупого. Но что же это за простота? Это та самая простота доверия, которого не хватило первым людям, решившим познать добро и зло без Бога, это отказ от мудрости мира, которая пытается жить своими силами. Важно понимать, что эта простота не противоречит знанию или образованию как таковому, ведь Сам Господь создал человека разумным и повелел нарекать имена животным, Сам повелел познавать их и проникать в их суть.
Но легко ли быть по-настоящему простым? Нет, конечно. Подлинная простота требует подвига самоотречения и внутренней смелости. Это не простота беспечных и ленивых глупцов, которых многократно обличает Соломон в книге Притчей, но простота человека трудолюбивого, думающего, устраивающего свою жизнь в меру сил, но в то же время осознающего, что покой, которого он ищет, находится не во множестве знаний и трудов, а в доверии Богу, в надежде на Него. Почему псалмопевец и говорит: «возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя». Вслед за ним так мог сказать человек прошлого, не имеющий образования и ничего не знающий об устройстве вселенной, но может сказать признанный учёный, познающий тайны мироздания. Эта мудрость подходит всякому, но в современном мире оказывается трудно достижимой. Нас окружают бесконечные курсы и тренинги. Мы боимся опоздать и не узнать чего-то важного, того, что сделает нас конкурентноспособными, нужными, умеющими выживать и выходить вперёд. Давид, как и прочие авторы псалмов, тоже не сидел сложа руки, но умел за всей будничной суетой видеть главное, отчего и переживание этой суеты ощущалось им по-иному, ему было проще, потому что он не пытался всё сделать сам, но даже занимая активную позицию, в итоге полагался на Бога.
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер











