
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Еф., 226 зач., IV, 17-25.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христиане первого века по Рождестве Христовом осознавали себя единой общностью, неким новым народом. Свидетельства такого осознания во множестве сохранились в апостольских посланиях, к примеру, в Первом соборном послании апостола Петра можно найти такие слова: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1Пет. 2:9–10). Подобные мысли мы встречаем и в других апостольских посланиях, в частности, в том отрывке 4-й главы Послания апостола Павла в Ефес, который звучит сегодня за литургией в православных храмах.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились,- так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Апостол Павел здесь противопоставляет христиан всем прочим народам, и из самого этого противопоставления можно сделать вывод, что апостол понимает христиан как некую наднациональную и надгосударственную общность, единство христиан проистекает не из родства по крови, и не из подданства тому или иному властителю, а из веры во Христа. Когда мы говорим о народе в бытовом и привычном смысле этого слова, то мы можем перечислить те признаки, по которым можно определить, принадлежит ли человек к этому народу или нет. В первую очередь, это, конечно, общий язык, общая культура, и общая территория проживания. Здесь могут быть оговорки, но сейчас нет необходимости углубляться в эту тему, однако есть смысл попытаться вычленить из слов апостола Павла признаки иного народа — христианского.
Первое, на что апостол обращает внимание, это сопричастность «жизни Божией», чего нет у иных народов, «по причине их невежества и ожесточения сердец их». Но что означает в данном контексте «жизнь Божия» и каким образом можно быть ей причастным? Просто, недвусмысленно и чётко эту апостольскую фразу раскрыл блаженный Феодорит Кирский, его слова звучат так: «Жизнию Божиею назвал жизнь добродетельную». Очевидно, что под жизнью добродетельной здесь следует понимать жизнь по заповедям Христовым. Получается, что отличительная характеристика христиан как народа — это основанная на вере во Христа жизнь по Его заповедям, а не что-либо иное.
Далее апостол Павел продолжил раскрывать свою мысль через отрицательные примеры жизни вне Христа, сердцевиной такой жизни является следование «обольстительным похотям», то есть всему тому, что является привлекательным и вожделенным с точки зрения нехристианского мира. В этот список попадает всё то, что противоречит Христовым заповедям. Если, к примеру, Христос сказал, что «да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:37), то это означает, что любое уклонение от исполнения этих слов по своей сути является не чем иным, как «обольстительными похотями».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Восстановиться после инсульта и стать опорой для близких — мечта Виктора Струева

Виктора Струева из Бурятии близкие и друзья знают, как трудолюбивого, целеустремлённого и жизнерадостного человека. Он успешно окончил колледж, работал механиком и собирался жениться... Но 5 лет назад, когда ему было 23 года, у него случился инсульт. Две сложные операции и долгие дни, проведённые в больнице, стали суровым испытанием для него и близких. «Держались только молитвой и верой», — вспоминает мама Ольга.
Сейчас Виктору 28, он всё помнит и понимает. Молодой человек не оставляет надежды вернуться к нормальной жизни, к работе и однажды создать большую и крепкую семью. Малыми, но упорными шагами, он продвигается к восстановлению. Его тело постепенно оживает: Виктор крепко обнимает маму, свою главную опору в жизни, перебирает ногами, сидя в коляске, удерживает голову и самостоятельно укрепляет мышцы спины и рук — подтягивается дома на перекладине. Однако самостоятельно дышать, без трахеостомы, и говорить он всё ещё не может.
Для того, чтобы совершить большой рывок на пути к самостоятельности, Виктору необходима реабилитация в специализированном центре. Это поможет ему научиться дышать без специальной трубки, произносить слова и в целом улучшит его самочувствие.
Сбор на дорогостоящий курс реабилитации для Виктора Струева из Бурятии открыт на сайте фонда «Мои друзья», где можно поддержать молодого человека. Поможем Виктору восстановиться после инсульта и однажды самому стать опорой для близких.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Апокалипсис – влияние на мировую культуру». Кирилл Вах, Сергей Кругликов

У нас в студии были директор научно-просветительского центра «Индрик» Кирилл Вах и кандидат философских наук Сергей Кругликов.
Мы говорили о том, как книга Откровение Иоанна Богослова повлияла на мировую культуру и как Апокалипсис осмыслялся в искусстве разных веков и разных стран.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 21.10.2025)
Вторая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена богословскому аспекту книги «Апокалипсис» (эфир 21.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Священномученик Фаддей (Успенский)». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов
Разговор шел о жизни и подвиге священномученика архиепископа Фаддея (Успенского). Он родился в священнической семье, окончил Казанскую духовную академию, преподавал, затем принял монашеский постриг и епископский сан. В революционные годы его не раз ссылали и арестовывали, но он сохранил твердость веры и молитвенную стойкость.
Архиепископ Фаддей жил в Астрахани почти без вещей, служил каждый день, совершал богослужения по несколько часов, помогал людям и не имел ничего своего. Патриарх Тихон говорил о нём: «Если владыка будет так жить и дальше, его путь закончится мученически». Так и произошло — в 1937 году владыка Фаддей был замучен в тюрьме, уподобившись Христу в смирении и страданиях.
Мы говорили о том, как вера даёт силу в испытаниях, о людях, которые сохраняли человеческое достоинство в нечеловеческих условиях, и о любви, которая побеждает страх.
Все выпуски программы Светлый вечер