
Флп., 240 зач., II, 5-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какой должна быть цель жизни у человека, который называет себя верующим? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Отрывок, который только что прозвучал, начинается с призыва апостола Павла во всём брать пример с Иисуса Христа. По его словам, христианин призван приобретать те же чувствования, какие имел в Себе Спаситель. Это может показаться странным. Ведь Господь был кротким, терпеливым, милосердным, любвеобильным, одним словом, Он имел в Себе такое душевное состояние, достичь которого всю жизнь пытались святые люди, но даже и они в полноте его не достигли. Что говорить о нас, простых смертных. Что же под этим призывом апостол Павел подразумевает? Не высоко ли он ставит планку?
Человек устроен таким образом, что все его мысли, чувства и сами действия зависят от глубинной установки, которую мы называем «цель жизни». Это то, на что мы неосознанно или сознательно ориентируемся в своей деятельности. Исходный код, которому подчиняются все наши реакции на окружающую действительность. Если задать себе вопрос «в чём цель моей жизни, что в ней самое главное, зачем я живу?» и честно ответить на него, то окажется, что живу я зачастую ради того, чтобы исполнять свою волю. Ведь именно так, по моему глубокому убеждению, я смогу в конечном счёте достигнуть счастья.
Все делают это по-разному. Кто-то обманывает людей, грабит, идёт по головам, манипулирует, практикует различные способы изменения сознания. Одним словом, ищет свой рай быстрым, но запретным способом. А кто-то осознаёт, что это деструктивный путь. Ведь это очевидно разрушает и доставляет боль. А потому такой человек предпочитает двигаться другой дорогой. Он практикует культурно приемлемые формы достижения счастья. Так, например, получает образование, заводит семью, двигается по карьерной лестнице. Старается быть порядочным, уважаемым членом общества. Чтобы люди платили ему той же монетой и ему было хорошо. Он ходит в Церковь, молится, участвует в таинствах, соблюдает устав, даёт милостыню. Так он надеется, что Господь даст ему Свою благодать, и ему в итоге будет благостно на душе. Кажется, что общего у этих двух типов людей? Первый творит беззакония, второй старается быть во всём хорошим и благонадёжным. А общий у них исходный код. И первый, и второй видят цель своей жизни в том, чтобы исполнилась его воля. И лишь вопрос времени, когда явный грешник смекнёт, что больших результатов на этом пути он получит, если начнёт играть по правилам общества и легализует свой криминальный бизнес. А праведник поддастся на искушение и пойдёт на подлость, будучи твёрдо уверен, что никто и никогда об этом не узнает. Человек, который во всех своих делах стремится во что бы то ни стало исполнять свою волю — эгоист. Пути разные, опыт разный, но суть одна и та же. Именно поэтому Христа распяли самые добропорядочные, самые уважаемые, самые религиозные из его современников. Они ставили во главу угла свою волю. Они сами решали, что хорошо, а что плохо.
Господь Своим примером предлагает нам ставить совершенную иную цель в своей жизни. Строить программу своих мыслей и поступков, отталкиваясь от иного исходного кода. В Евангелии Христос постоянно говорит о том, что пришёл на землю с одной целью — исполнить волю Отца. Даже в Гефсиманском саду, когда Спаситель находился в критической ситуации, когда прекрасно знал, что Ему грозит смерть, Он повторял: «Пусть будет не Моя воля, но Твоя». Вот это и есть то главное, в чём нам необходимо походить на Христа. Во всех своих делах, в любой ситуации, с любыми людьми спрашивать себя: а чего от меня хочет Бог? Как мне нужно поступить согласно Его воле? Все свои мысли, чувства, слова и поступки я должен сверять с Евангелием, которое говорит одно: будь полезен Богу и ближним, даже если тебе самому это доставит дискомфорт и боль.
Такая цель в жизни убийственна для моего эгоизма. У многих из нас, которые привыкли во всём полагаться на себя, она сразу вызывает отторжение. Больная самость мгновенно находит массу аргументов, почему так не стоит жить. В душе появляется масса страхов. Ведь во всём полагаться на волю Бога — это значит рисковать своим счастьем. Однако именно таким путём прошёл Господь, который, будучи Творцом мира, стал рабом. Унизился ради нас до смерти на кресте. Но именно на этом крестном пути и возможно подлинное счастье, которое есть жизнь с доверием Богу и Его Евангелию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема