Флп., 240 зач., II, 5-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какой должна быть цель жизни у человека, который называет себя верующим? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Отрывок, который только что прозвучал, начинается с призыва апостола Павла во всём брать пример с Иисуса Христа. По его словам, христианин призван приобретать те же чувствования, какие имел в Себе Спаситель. Это может показаться странным. Ведь Господь был кротким, терпеливым, милосердным, любвеобильным, одним словом, Он имел в Себе такое душевное состояние, достичь которого всю жизнь пытались святые люди, но даже и они в полноте его не достигли. Что говорить о нас, простых смертных. Что же под этим призывом апостол Павел подразумевает? Не высоко ли он ставит планку?
Человек устроен таким образом, что все его мысли, чувства и сами действия зависят от глубинной установки, которую мы называем «цель жизни». Это то, на что мы неосознанно или сознательно ориентируемся в своей деятельности. Исходный код, которому подчиняются все наши реакции на окружающую действительность. Если задать себе вопрос «в чём цель моей жизни, что в ней самое главное, зачем я живу?» и честно ответить на него, то окажется, что живу я зачастую ради того, чтобы исполнять свою волю. Ведь именно так, по моему глубокому убеждению, я смогу в конечном счёте достигнуть счастья.
Все делают это по-разному. Кто-то обманывает людей, грабит, идёт по головам, манипулирует, практикует различные способы изменения сознания. Одним словом, ищет свой рай быстрым, но запретным способом. А кто-то осознаёт, что это деструктивный путь. Ведь это очевидно разрушает и доставляет боль. А потому такой человек предпочитает двигаться другой дорогой. Он практикует культурно приемлемые формы достижения счастья. Так, например, получает образование, заводит семью, двигается по карьерной лестнице. Старается быть порядочным, уважаемым членом общества. Чтобы люди платили ему той же монетой и ему было хорошо. Он ходит в Церковь, молится, участвует в таинствах, соблюдает устав, даёт милостыню. Так он надеется, что Господь даст ему Свою благодать, и ему в итоге будет благостно на душе. Кажется, что общего у этих двух типов людей? Первый творит беззакония, второй старается быть во всём хорошим и благонадёжным. А общий у них исходный код. И первый, и второй видят цель своей жизни в том, чтобы исполнилась его воля. И лишь вопрос времени, когда явный грешник смекнёт, что больших результатов на этом пути он получит, если начнёт играть по правилам общества и легализует свой криминальный бизнес. А праведник поддастся на искушение и пойдёт на подлость, будучи твёрдо уверен, что никто и никогда об этом не узнает. Человек, который во всех своих делах стремится во что бы то ни стало исполнять свою волю — эгоист. Пути разные, опыт разный, но суть одна и та же. Именно поэтому Христа распяли самые добропорядочные, самые уважаемые, самые религиозные из его современников. Они ставили во главу угла свою волю. Они сами решали, что хорошо, а что плохо.
Господь Своим примером предлагает нам ставить совершенную иную цель в своей жизни. Строить программу своих мыслей и поступков, отталкиваясь от иного исходного кода. В Евангелии Христос постоянно говорит о том, что пришёл на землю с одной целью — исполнить волю Отца. Даже в Гефсиманском саду, когда Спаситель находился в критической ситуации, когда прекрасно знал, что Ему грозит смерть, Он повторял: «Пусть будет не Моя воля, но Твоя». Вот это и есть то главное, в чём нам необходимо походить на Христа. Во всех своих делах, в любой ситуации, с любыми людьми спрашивать себя: а чего от меня хочет Бог? Как мне нужно поступить согласно Его воле? Все свои мысли, чувства, слова и поступки я должен сверять с Евангелием, которое говорит одно: будь полезен Богу и ближним, даже если тебе самому это доставит дискомфорт и боль.
Такая цель в жизни убийственна для моего эгоизма. У многих из нас, которые привыкли во всём полагаться на себя, она сразу вызывает отторжение. Больная самость мгновенно находит массу аргументов, почему так не стоит жить. В душе появляется масса страхов. Ведь во всём полагаться на волю Бога — это значит рисковать своим счастьем. Однако именно таким путём прошёл Господь, который, будучи Творцом мира, стал рабом. Унизился ради нас до смерти на кресте. Но именно на этом крестном пути и возможно подлинное счастье, которое есть жизнь с доверием Богу и Его Евангелию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



