
Гал., 211 зач., IV, 28 - V, 10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какое место отводит Новый Завет ритуальной жизни христианина? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й и 5-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.
29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.
30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Глава 5.
1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
8 Такое убеждение не от Призывающего вас.
9 Малая закваска заквашивает все тесто.
10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.
У праведного Авраама и его жены Сарры не было наследника. При этом оба были в преклонных летах. Чтобы наследник появился, Сарра воспользовалась обычаем того времени — отдала мужу свою рабыню Агарь, которая должна была родить патриарху сына. Так появился на свет Измаил. Несмотря на то, что Сарра была свободной, а Агарь — рабыней, она стала презирать свою госпожу. Ведь теперь её ребенок был наследником. Прошло время, и Господь совершил невозможное. У Авраама и Сарры родился Исаак. Если Измаил родился по побуждению человеческой плоти, по естественному закону, то Исаак родился сверхъестественным путём, как говорит апостол Павел, по обетованию Божию. Сарра вернула себе лидирующие позиции в семье. Однажды она увидела, что Измаил насмехается над её Исааком, и настояла на том, чтобы Авраам выгнал Агарь и Измаила. Они бежали на аравийский полуостров. Апостол Павел толкует эту библейскую историю символически.
Агарь, по его словам, это закон, который Бог заключил с евреями на одной из гор аравийского полуострова под названием Синай. По его мысли, заповеди, которые формируют этот закон, превращают людей в рабов закона. Однако для древних евреев на тот момент соблюдение закона было самое лучшее, что они могли сделать, чтобы поддерживать с Богом нормальные отношения. Закон удерживал их дикий нрав. Заставлял хоть как-то соблюдать элементарные принципы нравственности. Ведь они были в своём поведении подобны буйным и строптивым кочевым арабским племенам, которые являлись потомками Измаила. Напротив, Сарра символизирует Новый Завет, который принёс людям Иисус Христос. Через Него Бог установил с человечеством новые отношения. В их основе лежит не закон, а благодать. То есть поведением человека отныне руководят не внешние юридические предписания, не ритуальный устав, не обрядовые кодексы, а особая духовная интуиция, источником которой является Дух Святой, живущий в его сердце. Зерно этой благодати каждый христианин получает в таинстве Крещения. В этом смысле христиане свободны от закона, как Исаак, который родился от свободной Сарры.
И сейчас, говорит апостол, ситуация повторяется. Так же, как когда-то раб Измаил насмехался и преследовал свободнорождённого Исаака, так и подзаконные евреи гнали христиан, детей благодати и обетования. Но так же, как сын рабыни был в итоге изгнан, лишён права наследства, так и Бог поставит на место тех, кто строит свою духовную жизнь и отношения с Творцом исключительно на соблюдении обрядово-юридической стороны религиозной жизни. Для галатов эти слова были очень актуальны. Некоторые из них пытались совместить веру во Христа с ритуальной жизнью иудейской традиции. В частности, на всякий случай принимали обрезание. Ими руководил страх. Они хотели получить какие-то видимые подтверждения, что являются благочестивыми верующими. А что как не механическое следование ритуалу даёт человеку такую уверенность. Поэтому Павел предостерегает их: «Малая закваска заквашивает всё тесто». То есть пока вы окончательно не уклонились от жизни во Христе, пока ваша духовная жизнь ещё безвозвратно не парализована узами закона, откажитесь от старых предрассудков. В противном случае вас ждёт гибель. Называя себя христианами, вы рискуете оказаться рабами буквы ритуальной традиции. И ничем не будете отличаться от иудеев. Сказанное касается и нас с вами. Человек, который на первое место в своей духовной жизни ставит дотошное следование предписаниям религиозного устава, в итоге деградирует в раба. И лишь тот, кто во всех своих делах стремится исполнять Евангельские заповеди, получает от Бога благодать сыновства и становится участником Царства своего Небесного Отца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое духовная мудрость и как её приобрести? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Мудрость, о которой говорит апостол Павел, не имеет ничего общего с тем, что мы привыкли называть интеллектом. Мудрость с христианской точки зрения — это не образованность, не эрудиция, не широкий кругозор, это не способность хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать. С другой стороны, это и не житейская смекалка, и не практический опыт жизни. Поэтому и говорит апостол, что Евангелие предлагает «мудрость не века сего и не властей века сего преходящих». То есть это не те виды знания, которые помогают человеку пробиться вперёд, оказаться, скажем так, наверху пищевой цепочки, занять достойное место в социуме.
Мудрость, которую проповедует Павел, а вместе с ним и вся христианская традиция, — это Божественная премудрость. Для большинства людей она остаётся тайной и сокровенной. То есть скрытой. И это несмотря на то, что от самого создания мира, то есть по изначальному замыслу Бога, она предназначается для каждого человека. Каждый из нас должен её получить. О какой же мудрости идёт речь? Речь идёт о той благодати и полноте богообщения, которую мы получаем через веру в Иисуса Христа. Поэтому и говорит Павел, «если бы познали эту мудрость, то не распяли бы Господа славы». Поэтому и в христианской традиции Спаситель нередко называется Софией, что в переводе и означает Премудрость.
Чтобы ощутить в себе действие этой мудрости, недостаточно просто принять Крещение. Это всего лишь первый шаг. После него необходимо приучать себя к церковной жизни. Это целый комплекс практик, который каждый уверовавший призван внедрять в свою жизнь. С одной стороны, это жизнь богослужебная. То есть регулярное участие в таинствах Церкви. Но это ещё не всё. Также это стремление во всех своих делах искать волю Божию и служить ради Христа окружающим нас людям. В домашнем быту, на работе, на улице, одним словом, везде, во всякой повседневной, обыденной ситуации. И, наконец, это та работа, которую отцы Церкви называют душевным деланием. Это усердная работа над собственным внутренним миром.
Большое внимание этой практике уделяла монашеская традиция. Но это не означает, что подобная работа только для монахов. Монахи лишь описали этот путь. Но он жизненно необходим для всякого человека. Всякий должен нащупать в своей душе тот орган, который Писание называет «сердце». Это центр наших внутренних переживаний. Всякий должен приучить себя внимательно наблюдать за тем, какие мысли проникают в этот центр, какие чувства они рождают, какие под их влиянием мы совершаем поступки и произносим слова. Всякий должен научиться держать этот центр в чистоте от интеллектуального и эмоционального мусора, и вообще от любого постороннего шума. Всякий должен воспитывать в себе навык допускать в это средоточие лишь слова молитвы к Богу. Наконец, всякому следует уметь услышать тот ответ, который звучит в этой внутренней тишине.
Формирование этих навыков не вопрос внешнего благочестия. Это вопрос элементарной духовной гигиены. А для многих из нас вопрос качества жизни. Не приучим себя к этому, нас будет мотать из стороны в сторону вплоть до того, что в какой-то момент наше существование станет невыносимым. Приучим — и тогда не только найдём опору в Боге, но и на опыте познаем смысл слов апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Сербский о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе главы «О молитве и посте» из книги святителя Николая Сербского «Ты нужен Богу» размышляли о значении и смыслах молитвы и поста в жизни христианина.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Радость передвижения для Лёши

В этом месяце четырёхлетний Лёша из Санкт-Петербурга сделает важный шаг — отправится в детский сад, чтобы учиться общению, играть и познавать мир. И это действительно большое событие для мальчика и его семьи. У Лёши детский церебральный паралич, который всё время чинит препятствия на пути его развития. Тем не менее мальчик старательно учится новому и каждое его достижение — огромная радость для родителей.
Лёша — энергичный и увлечённый ребёнок. Тянется к музыке, с интересом листает книги и фотоальбомы, вместе с папой печатает на клавиатуре, помогает маме запускать стиральную машину и поливать домашние цветы. Но пока он не может быть настолько подвижным и самостоятельным, насколько бы ему хотелось. Лёше сложно сидеть без опоры и ходить. Чтобы гулять, дружить, играть и быть включённым в повседневную жизнь, ему необходима активная коляска. Такая техника не только подарит мальчику радость свободного передвижения, но и будет поддерживать правильное положение тела, снизит нагрузку на позвоночник и позволит избежать различных осложнений.
Собрать средства на активную коляску родителям Лёши помогает московский фонд «Игра». Он уже нашёл большую часть суммы, однако необходимо закрыть остаток. Если вы тоже хотите поддержать мальчика на пути к самостоятельности, переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов