
Гал., 202 зач., II, 11-16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Даже самые авторитетные и почитаемые люди не застрахованы от ошибок, на которые им иногда приходится указывать. Но как решить, насколько ошибка критична, чтобы не выглядеть скандалистом, придирающимся к окружающим на пустом месте? Об этом очень ярко говорит апостол Павел в отрывке из 2-й главы послания к Галатам, который читается сегодня в православных храмах во время богослужения.
Глава 2.
11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
13 Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
14 Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
Сегодня для нас Пётр и Павел — это первоверховные апостолы, чей авторитет не подвергается никакому сомнению. Однако во время жизни самих апостолов всё было несколько иначе. Пётр был не просто одним из двенадцати апостолов, но входил в самый приближённый круг. Неслучайно именно ему Сам Христос Спаситель сказал, что его вера правильна и на камне такой веры будет держаться Церковь. В свою очередь Павел был фарисеем и первоначально гнал христиан. Чудесным образом он был обращён Самим Спасителем, но учеником апостолов не стал, воспринимая себя как малого и недостойного, но всё же именно Христова ученика, который послан проповедовать язычникам.
Иными словам для первых лет существования Церкви фигуры апостолов Петра и Павла просто несопоставимы. И при этом сегодня мы читаем о публичном, то есть явном для всех обличении Петра Павлом. Причём последний делает это обличение очевидным не только для Антиохийцев, но для галатийских христиан, а через них и для всех нас. Возможно, сегодня многие осудили бы апостола Павла за то, что он не решил всё на местном уровне и не оставил всего этого в тайне. Однако, судя по всему, происходящее было для него настолько важно, а опасность того, что делал Пётр, настолько серьёзной, что он не стал молчать.
Но что же произошло в Антиохии?
Судя по книге Деяний апостольских, Пётр был тем, кто первым из учеников Христа приобрёл опыт проповеди язычникам. Ему был явлен плат с разными животными, чистыми и нечистыми, которых он должен был съесть. Когда же, отказываясь, он сослался на закон Моисеев, Господь сказал ему ничего из сотворённого не почитать нечистым. И вот Пётр приходит в Антиохию, где общается с местными христианами, как из иудеев, так и из язычников. Павел при этом также находился в Антиохии и видел, что Пётр не просто беседует с учениками, но ест с ними за одним столом. Это было довольно смелое, но по истине христианское отношение к новообращённым братьям из язычников.
Но вот из Иерусалима пришли христиане из иудеев, которые продолжали строго и ревностно соблюдать закон относительно пищи. И Пётр, как бы странно это ни показалось, стал стесняться своего доброго поведения и повёл себя так же строго, как вели себя пришедшие.
К чему это могло привести? Казалось бы, только к тому, что антиохийские христиане из язычников, почувствовали бы свою ущербность и второстепенность перед лицом христиан из иудеев. Но это не так. Для Павла стало очевидно, что, по сути, такое поведение — это пренебрежение самим Христом и Его жертвой. Если до сих пор для спасения необходимо разделять пищу на спасительную и не спасительную, то для чего приходил Христос? Если же мы верим, что спасение даётся по благодати и приходит через Иисуса Христа, никакие авторитеты, будь то известный и уважаемый человек или формальные нормы Моисеева закона не должны быть для нас важнее, чем Он.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Начало христианской Церкви». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о том, как в книге Деяний апостолов описано зарождение и становление христианской Церкви.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Деяний апостольских, первые главы которой читаются в храмах на Светлой седмице.
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена началу проповеди Апостолов.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Музыка и вера». Анна Сизова

У нас в гостях была певица Анна Сизова. Мы говорили с нашей гостьей о вере, музыке и о том, как они объединяются в её жизни и творчестве.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Подворье "Благодать"». Иеромонах Мелитон (Присада)
Гостем программы «Делатели» был руководитель подворья «Благодать» при храме прп. Сергия Радонежского в Ивановской области иеромонах Мелитон (Присада). Наш гость рассказал о своем удивительном пути к вере, об опыте общения со старцами — протоиереем Николаем Гурьяновым и архимандритом Кириллом (Павловым), о том, как стал монахом и одновременно «многодетным отцом», а также о том, как в его жизни появилось непростое и важное для него служение — опека над детьми-сиротами с ограниченными возможностями здоровья.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Все выпуски программы Делатели