2 Кор., 184 зач., VII, 10-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как добиться в этой жизни справедливости? Вопрос, который волнует всякого человека. Ответ на него находим в отрывке из 7-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 7.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его.
14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною;
15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.
16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас.
Взаимоотношения апостола Павла с христианскими общинами, которые он организовал в различных городах Римской империи, не всегда были гладкими. По той причине, что он не сидел на месте и постоянно странствовал, верующие уклонялись от чистоты той Евангельской вести, которую апостол некогда им сообщил. Ведь мы, люди, в любом деле всегда стремимся найти более лёгкий и удобный путь. Духовная жизнь не является исключением. Всегда есть желание автоматизировать процесс. Придумать как полегче и с наименьшими потерями для своего эгоизма, который любит комфорт, уют и спокойствие, войти в Царство Небесное. Принцип в этом случае прост: «солдат спит, служба идёт». Однако, что вполне допустимо на производстве, категорически недопустимо в духовной жизни. Как правило, она непредсказуема и требует от человека держать ухо востро. Как только всё начинает идти по накатанной — это тревожный звоночек. В коринфской общине этот сигнал не заметили. Поэтому в ней начали возникать разного рода нестроения, конфликты, заблуждения. В том числе появлялось недовольство Павлом, который призывал как раз-таки к непрестанной бодрости и внимательности. После череды вразумлений со стороны апостола коринфяне одумались, изменились и, проделав работу над ошибками, с новым усердием принялись выстраивать отношения с Богом и друг другом.
По этому поводу апостол Павел и выражает свою радость в только что прозвучавшем отрывке. Он рад тому, что горечь обид и претензий более не разъедает сердца коринфян. Ведь человек, который находится в состоянии обиды, всегда будет наносить себе тяжкий вред. Обида и претензия для христианина — это роскошь непозволительная. Это всегда стоп-сигнал для развития духовной жизни. Состояние сердца, когда его гложут обиды, апостол и называет мирской печалью. Вне зависимости от того, насколько я в ситуации конфликта прав, а мой обидчик не прав, насколько мои обиды обоснованы, а его действия по отношению ко мне необоснованны, результат всегда один — смерть души. Она перестаёт быть восприимчива к Богу и к окружающим. Что говорить, нередко мы наносим себе вред даже в том случае, если лелеем справедливое возмущение. В таких случаях мы становимся похожи на пчелу, которая, защищая улей, жалит обидчика, но и сама умирает. Жало у насекомого заострённое. Оно застревает в противнике вместе с мешочком, в котором хранится яд и который связан с пчелиным брюшком. Так желание справедливого возмездия становится причиной смерти.
Поэтому апостол рад, что коринфяне оставили свои претензии в стороне, и пересмотрели своё отношение к духовной жизни. Они предпочли менять не мир вокруг себя, а в первую очередь менять самих себя. Эту сосредоточенность на себе, осознание того, что в первую очередь, надо работать над собой, а не искать врагов вне себя, Павел и называет печалью о Боге. В конце письма он говорит о том, что именно на такого человека можно положиться. Действительно, сложно найти общий язык с тем, кто в первую очередь ищет, в чём упрекнуть окружающих, не замечая бревна в своём глазу. Совсем иначе строится диалог с тем, кто ясно видит свои недостатки и старается без упрёков в сторону ближних разобраться со своим душевным хламом. Здесь всегда есть понимание, снисходительность и предусмотрительность.
Приобретение этой печали о Боге — задача-максимум для каждого из нас. Это и есть та самая непредсказуемая, не автоматизированная духовная жизнь. Жизнь, которая каждую минуту требует от нас бодрости и внимательности, сосредоточенности на решении своей духовной проблемы. Лишь в том случае, если мы будем стремиться приобрести подобное расположение души, сможем с лёгкостью избегать всякого рода склок с окружающими. Лишь в этом случае мы сможем с миром отпускать людей и проблемные ситуации. Лишь в этом случае Господь дарует нам божественную благодать, которая наполнит наше сердце радостью, миром и покоем.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пермь. Путешествие по городу

Фото: Boris Busorgin / Unsplash
Город Пермь — столица Пермского края. Регион простирается на восточной окраине Русской равнины, у западных склонов Уральских гор. На севере он граничит с республикой Коми, на юге — с Башкортостаном. В средние века эта обширная территория называлась Великая Пермь. Здесь проживали язычники — пермяки и зыряне. В четырнадцатом столетии они восприняли христианство благодаря проповеди русского епископа Стефана. В 1383 году святитель создал Пермскую епархию с центром в городе Усть-Выми, который сейчас относится к республике Коми. В конце восемнадцатого столетия кафедру епископа перенесли в Пермь. Город тогда был совсем молодой — его основали в 1723 году по указу императора Петра Первого при медеплавильном заводе. Прошло чуть больше полувека, и небольшое селение стало центром губернии и православной епархии. Здесь появились первые каменные строения — Петропавловский собор и Архиерейский дом. Эти исторические здания чудом уцелели в советское время. В храме Петра и Павла в разные годы размещались мастерские и спортивный зал. В 1990 году храм вновь стал действующим, и с тех пор богослужения под его сводами не прекращались. Архиерейский дом, в котором долгое время размещался краеведческий музей, вернули Православной церкви в 2007-ом. Сегодня здание принадлежит Пермской митрополии, объединившей в 2014 году все епархии Пермского края.
Радио ВЕРА в Перми можно слушать на частоте 95,0 FM
«Зимняя речушка»

Фото: Caden Nickel/Unsplash
Гуляя зимой на природе, спускаюсь по крутому берегу к небольшой извилистой речке, которыми изобилует наша земля. Частью во льду, частью в полыньях, она встречает меня приветливым молчанием. Замечательно, что зима с её непогодой нисколько не помешала речушке исполнять своё главное дело — нести воды с тихим журчанием к намеченной цели. Душа, и ты не смущайся непогодой — трудностями, искушениями — и изливай себя в молитве Небесному Отцу с верой, постоянством и любовью.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды
Митрополит Иоанн (Вендланд) и его семья

Фото: Thiago José Amaral / Pexels
В далёком городе Нью-Йорке в 1964-м году, митрополит Иоанн (Вендланд), патриарший представитель в Северной и Южной Америки, читал письмо от старшей сестры. Елизавета Николаевна — Элли, как звал её владыка в детстве, а теперь — монахиня Ефросиния, поздравляла брата с 55-летием. Она писала: «Как сейчас помню, я услышала твой плач из отдалённой комнаты. Бабушка вошла и сказала перекреститься, потому что у меня родился братик...». Митрополита Иоанна до конца дней связывала сердечная дружба с сестрой: он хранил любовь ко всей своей семье.
Будущий владыка родился 1 января 1909 года в Санкт-Петербурге, в семье юрисконсульта Морского министерства Николая Антоновича Вендланда и его супруги Нины Петровны. В крещении ребёнка нарекли Константином. На всю жизнь сохранилось у владыки одно из первых детских воспоминаний — чувство блаженства, когда мама, баюкая, осеняла его крестным знамением. Родители Кости посещали храм. Нина Петровна, всегда носила при себе маленькое карманное Евангелие. Часто она вслух читала его сыну. Так маленький Костя однажды узнал, что Бог любит милостивых, тех, кто помогаем бедным. И тут же загорелся желанием творить милостыню! Вот только денег у него не было. Он вспомнил, что накануне видел на столике в родительской комнате серебряные монеты. Недолго думая, мальчик взял их, и собрался идти в церковь, чтобы раздать их нищим. Но не успел — родители обнаружили пропажу. Когда Костя рассказал отцу и матери, для чего ему понадобились деньги, родители объяснили, что брать без спроса — грешно, и что милостыня не совершается неправедно добытыми деньгами. Так, на жизненных примерах в семье постигал будущий митрополит Иоанн науку нравственности и веры.
Владыка вспоминал, что отец, хоть и был целыми днями занят на службе, всё свободное время посвящал семье. Николай Антонович увлекался фотографией, был одним из пионеров цветной фотосъёмки. Своё увлечение он передал сыну — впоследствии митрополит Иоанн стал автором уникальной фотографической летописи Русской Православной церкви середины ХХ века. Владыка Иоанн писал в своих мемуарах о том, как по вечерам Николай Антонович и Нина Петровна вместе музицировали: «Папа с мамой садились рядом за фортепиано и играли в четыре руки. Под дивную музыку их игры я засыпал».
В 1917 году семья Вендландов перебралась в Крым. Там, спустя два года, Николай Антонович скончался от тяжёлой болезни. На панихиде по отцу, в храме, Костя впервые глубоко проникся мыслью о Царстве Божием. В нём зародилось и начало зреть желание посвятить свою жизнь служению Господу. Маму Константин в последний раз увидел в военном 1943-м. Нина Петровна жила тогда в Узбекистане, в Фергане. А он — в Ташкенте, преподавал, геологию в Среднеазиатском университете. И уже десять лет был тайно пострижен в монашество. Эли, старшую сестру, призвали на фронт, она служила военным врачом. Константин ненадолго заехал к маме во время геологической экспедиции. Нина Петровна выглядела здоровой и бодрой. «Дитюша моя!», — ласково говорила она сыну. Константин уехал, а буквально через несколько дней получил известие о том, что мама отошла ко Господу.
После Великой Отечественной войны Константин Вендланд, в монашестве — Иоанн, полностью посвятил себя церковной жизни. В 1958-м был рукоположен в сан епископа. В том же году приняла монашеский постриг с именем Ефросиния и его сестра, Елизавета Николаевна. Брат и сестра и в монашестве поддерживали друг друга заботой и молитвами. Владыка Иоанн много ездил по миру, несколько лет нёс служение в США. А незадолго до кончины посетил места своего детства. Он признавался — с ними были связаны самые светлые мгновения его жизни рядом с родными людьми.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен











