2 Кор., 184 зач., VII, 10-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как добиться в этой жизни справедливости? Вопрос, который волнует всякого человека. Ответ на него находим в отрывке из 7-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 7.
10 Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.
11 Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотрите, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
12 Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом.
13 Посему мы утешились утешением вашим; а еще более обрадованы мы радостью Тита, что вы все успокоили дух его.
14 Итак я не остался в стыде, если чем-либо о вас похвалился перед ним, но как вам мы говорили все истину, так и перед Титом похвала наша оказалась истинною;
15 и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом.
16 Итак радуюсь, что во всем могу положиться на вас.
Взаимоотношения апостола Павла с христианскими общинами, которые он организовал в различных городах Римской империи, не всегда были гладкими. По той причине, что он не сидел на месте и постоянно странствовал, верующие уклонялись от чистоты той Евангельской вести, которую апостол некогда им сообщил. Ведь мы, люди, в любом деле всегда стремимся найти более лёгкий и удобный путь. Духовная жизнь не является исключением. Всегда есть желание автоматизировать процесс. Придумать как полегче и с наименьшими потерями для своего эгоизма, который любит комфорт, уют и спокойствие, войти в Царство Небесное. Принцип в этом случае прост: «солдат спит, служба идёт». Однако, что вполне допустимо на производстве, категорически недопустимо в духовной жизни. Как правило, она непредсказуема и требует от человека держать ухо востро. Как только всё начинает идти по накатанной — это тревожный звоночек. В коринфской общине этот сигнал не заметили. Поэтому в ней начали возникать разного рода нестроения, конфликты, заблуждения. В том числе появлялось недовольство Павлом, который призывал как раз-таки к непрестанной бодрости и внимательности. После череды вразумлений со стороны апостола коринфяне одумались, изменились и, проделав работу над ошибками, с новым усердием принялись выстраивать отношения с Богом и друг другом.
По этому поводу апостол Павел и выражает свою радость в только что прозвучавшем отрывке. Он рад тому, что горечь обид и претензий более не разъедает сердца коринфян. Ведь человек, который находится в состоянии обиды, всегда будет наносить себе тяжкий вред. Обида и претензия для христианина — это роскошь непозволительная. Это всегда стоп-сигнал для развития духовной жизни. Состояние сердца, когда его гложут обиды, апостол и называет мирской печалью. Вне зависимости от того, насколько я в ситуации конфликта прав, а мой обидчик не прав, насколько мои обиды обоснованы, а его действия по отношению ко мне необоснованны, результат всегда один — смерть души. Она перестаёт быть восприимчива к Богу и к окружающим. Что говорить, нередко мы наносим себе вред даже в том случае, если лелеем справедливое возмущение. В таких случаях мы становимся похожи на пчелу, которая, защищая улей, жалит обидчика, но и сама умирает. Жало у насекомого заострённое. Оно застревает в противнике вместе с мешочком, в котором хранится яд и который связан с пчелиным брюшком. Так желание справедливого возмездия становится причиной смерти.
Поэтому апостол рад, что коринфяне оставили свои претензии в стороне, и пересмотрели своё отношение к духовной жизни. Они предпочли менять не мир вокруг себя, а в первую очередь менять самих себя. Эту сосредоточенность на себе, осознание того, что в первую очередь, надо работать над собой, а не искать врагов вне себя, Павел и называет печалью о Боге. В конце письма он говорит о том, что именно на такого человека можно положиться. Действительно, сложно найти общий язык с тем, кто в первую очередь ищет, в чём упрекнуть окружающих, не замечая бревна в своём глазу. Совсем иначе строится диалог с тем, кто ясно видит свои недостатки и старается без упрёков в сторону ближних разобраться со своим душевным хламом. Здесь всегда есть понимание, снисходительность и предусмотрительность.
Приобретение этой печали о Боге — задача-максимум для каждого из нас. Это и есть та самая непредсказуемая, не автоматизированная духовная жизнь. Жизнь, которая каждую минуту требует от нас бодрости и внимательности, сосредоточенности на решении своей духовной проблемы. Лишь в том случае, если мы будем стремиться приобрести подобное расположение души, сможем с лёгкостью избегать всякого рода склок с окружающими. Лишь в этом случае мы сможем с миром отпускать людей и проблемные ситуации. Лишь в этом случае Господь дарует нам божественную благодать, которая наполнит наше сердце радостью, миром и покоем.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Джордж Элиот «Эймос Бартон» — «Наши добродетели требуют покаяния»

Фото: Piqsels
Что такое покаяние? Ответить, на первый взгляд, легко. Покаяние — это сокрушение о грехах. Но только ли о грехах? Может быть, то, что мы иногда считаем благом, то, что принимаем за любовь, требует рассуждения и очищения покаянием?
Такие вопросы ставятся в произведении «Эймос Бартон», написанном в 1857 году английской писательницей, издававшей свои книги под псевдонимом «Джордж Элиот». Герою повести, священнику англиканской церкви, приходится нелегко. Плохо складываются отношения с приходом, не хватает денег. Во всех невзгодах Эймоса поддерживает жена, Милли. Но однажды он её теряет — после тяжелой болезни Милли умирает. После похорон Эймос вспоминает прошлое и осознаёт, как на самом деле была бедна его любовь как нечуткая и равнодушная. Он ужасается, поняв, «как мало почитал он душу, которая была послана Самим Богом».
Вспоминаются слова святого апостола Павла: «В почтительности друг друга предупреждайте». Конечно же, апостол Павел имел в виду не банальную учтивость. Почитание в каждом человеке, особенно же в том, кто ближе всего к нам, бессмертной души, вот о чём писал апостол. И вот чего не хватило Эймосу Бартону, герою повести Джорджа Элиота. А ведь, подчёркивает автор, Эймос был любящим супругом, но только потеряв Милли, он понял, что сама его любовь нуждалась в прощении, так она была бедна и эгоистична. «Наши добродетели нужно оплакивать, как если бы они были грехами», — грустно заключает священник.
И всё же проблеск света появляется в потемневшем со смертью Милли доме Эймоса, когда он сближается со своими детьми и учится дарить им ту любовь, которую не смог в полной мере дать жене.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Неберджай. Комплекс источников «Святая рука»
Примерно через час пути от курортной Анапы в сторону города-героя Новороссийска по федеральной трассе А-146, дорога поворачивает на станицу Неберджаевская. Там, в местечке с живописным названием Грушовая балка, в тенистом ущелье, находится одна из святынь и достопримечательностей Краснодарского края — Православный комплекс «Святая рука».
Среди деревьев и скалистых откосов — несколько часовен из красного кирпича, трапезная и церковная лавка. На информационном стенде — подробный экскурс в историю этого необыкновенного места. Приблизительно с конца 18-го века на кубанские земли стали переселяться турецкие, или, как их ещё называли, понтийские греки. Они бежали из Турции в Российскую империю от жестоких притеснений за свою православную веру. Появились греки и на берегах реки Неберджай. Построили здесь дома и храмы. Как-то раз у одного из переселенцев тяжело заболела маленькая дочь. Во сне девочке явилась Пресвятая Богородица. Она сказала, что в здешнем лесу есть исцеляющий источник. Описала, где он находится, и повелела больной напиться из него. Отец девочки, следуя её рассказу, нашёл источник. Он стекал на землю из скалы по камню, напоминающему женскую руку. Родители принесли туда дочь. Она выпила студёной, чистой воды, и действительно получила исцеление! После этого случая к источнику потянулся народ. Люди пили целебную воду с молитвами, а камень в форме руки считали благословляющей дланью Богородицы. Так источник и получил своё название — «Святая рука». Но чаще люди умилительно-ласково называли его «Святая ручка». Так это название и прижилось.
Вскоре после случая с исцелением больной девочки в лесу у Грушовой балки местные жители обнаружили ещё несколько целебных источников. А над главным из них — «Святой ручкой» — усердием греческой общины была возведена часовня. Со всей России стали приезжать сюда паломники. До наших дней сохранилось фото, опубликованное в 1916-м году журналом «Русского географического общества»: часовня на источнике, и огромная толпа людей вокруг.
Но вскоре настали скорбные дни. После Октябрьской революции 1917-го года часовня в Грушовой балке Неберджая была разрушена. Символично, что именно тогда источник «Святая рука» пересох и даже сам камень в виде благословляющей длани утратил свои прежние очертания. Но остались другие исцеляющие родники, к которым никогда не иссякал людской поток. А в 90-е годы ХХ века на источниках Неберджая вновь началась молитвенная жизнь. Сегодня православный комплекс «Святая рука» — это три часовни: в честь пророка Иоанна Крестителя, святителя Николая Чудотворца и великомученика и целителя Пантелеимона, а также пять святых источников, самый известный из которых — Иоанно-Предтеченский. Сотни людей каждый день приезжают сюда, чтобы набрать воды и совершить омовение в его купели. А ещё помолиться у Стены свечей — скалы, из которой когда-то проистекал источник «Святая Рука». Паломники с молитвами прикрепляют горящие свечи прямо на камни. Удивительное зрелище!
В 2005 году православный комплекс «Святая рука» близ станицы Неберджаевской освятил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Сегодня паломники со всей страны увозят оттуда по городам и весям не только святую воду, но и дух настоящего христианского чуда.
Все выпуски программы ПроСтранствия
23 ноября. О глубине милосердия Божия

В 10-й главе Евангелия от Луки есть притча о милосердном самарянине.
О глубине милосердия Божия — игумен Назарий (Рыпин).
Господь в этой притче показывает, что всякий, кого перед тобой поставил Господь промыслом Своим, это и есть твой ближний, по отношению к которому ты можешь проявить милосердие. Именно так и нужно поступать. Поэтому эта притча показывает глубину милосердия Божественного.
Святые отцы зачастую этим милосердным самарянином называют Самого Христа, Который совершил таинство Евхаристии в Своей Церкви. И эта гостиница, как есть, — образ Церкви, куда Христос приводит человека на попечение пастырей духовных, чтобы они заботились о нём. И вино, и елей — как таинства Евхаристии или освящения, которые возливаются на израненную страстями, демонами душу человека.
И нам нужно понимать, что мы должны уподобляться Христу в том, чтобы помогать тем, кто оказывается рядом с нами. Поэтому ближний — это не кровное родство, не духовное родство, а это физическая близость того, кто оказался рядом с тобой и нуждается в твоей помощи. Если ты настоящий христианин, то ты, как милосердный самарянин, с большой буквы, — Христос, должен поступать так же, являя о нём заботу, милосердие, человеколюбие и милость.
Все выпуски программы Актуальная тема







