
2 Кор., 180 зач., V, 15-21.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Нередко можно слышать, что Церковь — это всего лишь один из социальных институтов. Как в любой организации, здесь есть своя структура, своя иерархия, своя бюрократия. Поэтому какого-то принципиального отличия между Церковью и той или иной общественной организацией или политическим объединением не существует. Так ли это? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 5-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения,
19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
20 Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
В только что прозвучавшем отрывке Павел называет себя посланником от имени Христа. Греческое слово, которое он использует, является прямым аналогом латинскому термину «легат». Значение его следующее. Все римские провинции делились на две группы. Первые — это те области, в которых царил мир. Такими провинциями управлял сенат. Вторые — это те регионы, где было неспокойно. Там регулярно случались бунты и волнения. В таких провинциях стояли римские войска и находились они в непосредственном ведении императора. Представитель императора в проблемной провинции носил титул легата. Он был облечён самыми широкими полномочиями и олицетворял имперскую власть. Легаты выполняли ещё одну важную функцию. Если принималось решение присоединить какую-то территорию к Римской империи, сенат отправлял туда десять посланников, которые также обладали статусом легатов. Они вели переговоры с местными властями, договаривались об условиях мира, определяли границы новой провинции, разрабатывали законы, которые в основе имели римскую конституцию и вместе с тем подходили для данного региона. Вот именно с таким посланником и отождествляет себя апостол Павел. Однако он представитель не императора, но самого Бога. Господь дал ему полномочия трудиться ради укрепления Церкви и доносить до людей законы Царства Божия, исполняя которые они будут являться полноценными гражданами духовного государства.
От имени Небесного Царя Павел обращается к людям со словами «Примиритесь с Богом». Это весьма примечательно. Не Бог примиряется с людьми, а люди должны сделать первый шаг к Богу. Со Своей стороны Господь уже предпринял все необходимые действия для того, чтобы устранить препятствия к миру. В отличие от земных правителей, которые нередко во время предвыборной кампании привлекают сторонников различными пиар-трюками, а потом зачастую не исполняют обещания, Бог не говорил впустую, но совершил реальное действие, которое является самым сильным свидетельством Его слов, — Он стал человеком и умер за всякого из нас на кресте. И теперь, если кто-то захочет стать гражданином его Церкви, должен уверовать во Христа, принять крещение и изменить свою жизнь, то есть стать исполнителем Евангелия на ежедневной основе. Подобно тому, как жители того или иного региона, имеют схожие черты, по которым их можно узнать, участники Царства Божия также будут выделяться среди окружающих. Речь идёт не о внешней атрибутике. Павел говорит, что каждый истинно верующий перестанет быть плотским человеком и станет новым творением. Так он намекает на то, что в сердце верного последователя Спасителя будет действовать Дух Святой. Он преобразит чувства, мысли, слова и поступки человека. Преобразит ровно в ту меру, в какую мы стараемся исполнить в своей жизни Евангелие Христово. Ровно в ту меру, в какую мы стремимся жить таинственной жизнью Церкви. Ровно в ту меру, в какую мы храним себя в чистоте и непорочности и в каждый момент своей жизни ищем, как нам исполнить не свою волю, но волю нашего Небесного Отца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 45. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Тревога — чувство, посещающее сегодня многих. Как с ней справлялись герои Библии? Ответ на этот вопрос очень ярко звучит в 45-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 45.
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. На музыкальном орудии Аламоф. Песнь.
2 Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах,
3 посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей.
4 Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их.
5 Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего.
6 Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра́.
7 Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля.
8 Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш.
9 Придите и видите дела Господа, — какие произвёл Он опустошения на земле:
10 прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копьё, колесницы сжёг огнём.
11 Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесён в народах, превознесён на земле.
12 Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова.
Кажется, тревога — как чувство — всегда сопровождала людей. Всегда в мире происходили катаклизмы, случались эпидемии, военные конфликты, и всегда обычный человек переживал о том, что они ворвутся в его жизнь. И всё же наш уровень тревожности несопоставимо выше тревожности наших предков. У этого есть разные причины, но одна из самых простых и очевидных заключается в том количестве плохих новостей, с которым человек сталкивается сегодня. В прежние времена мир простого человека был довольно сильно ограничен рамками населённого пункта, в котором он жил. Проблемы, о которых он слышал, даже если и были вполне серьёзными, казались ему далёкими. А те, которые происходили с ним самим, он не распространял на весь мир. Но дело, конечно, не только в количестве новостей. Дело ещё и во внутренней позиции, которая была связана с верой в Бога.
Автор псалма, который мы сегодня услышали, исполнен глубочайшей уверенности в том, что Бог защитит свой народ от всяких бед. Примечательно, что псалмопевец говорит от лица многих и уверен, что никто не почувствует страха, даже если содрогнётся земля и горы сойдут со своих мест. Происходить может всё, что угодно, — это будет лишь веселить Иерусалим, потому что Господь с Ним. Когда на Его народ восстают другие народы оказывается достаточно Его гласа, чтобы растаяла вся земля. И, конечно, особенного внимания заслуживает описание того, как Бог уничтожает оружие врага, сокрушает луки, ломает копья, помогая израильтянам победить.
Псалом, который мы услышали, полон восторга, но не только его. Реальность, в которой жил псалмопевец, явно сложнее, и порой он вынужден буквально стенать от тех проблем, которые окружают его и людей, находящихся рядом с ним. Причем, обычно причину происходящего он видит в том, что сердце народа далеко отстоит от путей Божиих. И в этом самое поразительное, что мы узнаём о Боге Библии. Ведь Он может сокрушить любой внешний объект, горы и долины, моря и реки — Ему подвластна вся земля. Физически Господь может поразить любых врагов, сломать любые стрелы и копья... Но Он не ломает воли людей, которые когда-то выбрали Его своим Богом. Он может изменить обстоятельства вокруг них, может предать их в руки врагов, но не меняет их сердец.
Когда мы задумываемся о Боге, мы не можем осмыслить многого: вечности, вездесущия, всеведения... Однако Его премудрость, Его любовь и способность к общению для нас понятнее, ведь мы и сами, пусть и в другой мере, к этому способны. Но в свою очередь это значит, что, имея опыт общения друг с другом, мы призваны понять, что, в отличие от воздействия, которое может быть односторонним, воздействия на объекты, общение всегда взаимно.
Доверяя Богу вместе с Давидом, в бедах и возлагая на Него свои надежды, нам стоит помнить, что Он может изменить многое в нашей жизни, но без нас не может изменить нас самих. И когда мы тревожимся, Он готов нас поддержать, но доверять Ему мы призваны научиться сами.
Псалом 45. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 45. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 45. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых.
На музыкальном орудии Аламоф. Песнь
2 Бог нам прибежище и сила,
скорый помощник в бедах.
3 Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля,
и горы двинулись в сердце морей.
4 Пусть шумят, вздымаются воды их,
трясутся горы от волнения их.
5 Речные потоки веселят град Божий,
святое жилище Всевышнего.
6 Бог посреди его; он не поколеблется:
Бог поможет ему с раннего утра.
7 Восшумели народы; двинулись царства:
(Всевышний) дал глас Свой, и растаяла земля.
8 Господь сил с нами,
Бог Иакова заступник наш.
9 Придите и видите дела Господа, —
какие произвел Он опустошения на земле:
10 прекращая брани до края земли,
сокрушил лук и переломил копье,
колесницы сжег огнем.
11 Остановитесь и познайте, что Я — Бог:
буду превознесен в народах,
превознесен на земле.
12 Господь сил с нами,
заступник наш Бог Иакова.
9 июня. О духовном смысле праздника Дня Святого Духа

Сегодня 9 июня. День Святого Духа.
О духовном смысле праздника — священник Стахий Колотвин.
Если мы посмотрим на церковный календарь, то в течение года всегда после Великого Двунадесятого праздника будет малый, связанный с ним праздник, прямо на следующий день. После Рождества Христова мы вспоминаем Собор Пресвятой Богородицы, после Крещения Господня мы вспоминаем Собор Иоанна Предтечи, вспоминаем Иоакима и Анну после Рождества, вспоминаем Старца Симеона и Анну Пророчицу после праздника Сретения Господня.
Когда мы оглянемся на День Живоначальной Троицы, который правильно называется полностью Днём Сошествия Святого Духа на апостолов, то мы увидим, что есть отдельный праздник Святому Духу. По идее, Святой Дух прославляется и на богослужении самого Двунадесятого праздника, но всё-таки, поскольку мы в этот день отмечаем полноту общения человеческого рода со всей Живоначальной Троицей — и с Богом Отцом, и с Богом Сыном, и с Богом Духом Святым, — то нам нужен отдельный день, чтобы отдельно прославить Бога Духа Святого.
Ведь Он — участник творения нашего, ведь Он — участник творения всего мира, ведь Он — тот, кто действует во всех таинствах Церкви. И хотя нам легче представить Бога Сына, потому что Он воплотился и Сам явился к нам, хотя нам легче обратиться к Богу Отцу, воспринимая Его как заботливого Небесного Отца, тем не менее, с Духом Святым мы непосредственно взаимодействуем каждый момент своей христианской жизни, и этот день нужно обязательно прославить.
Все выпуски программы Актуальная тема