
2 Кор., 180 зач., V, 15-21.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Нередко можно слышать, что Церковь — это всего лишь один из социальных институтов. Как в любой организации, здесь есть своя структура, своя иерархия, своя бюрократия. Поэтому какого-то принципиального отличия между Церковью и той или иной общественной организацией или политическим объединением не существует. Так ли это? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 5-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения,
19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
20 Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
В только что прозвучавшем отрывке Павел называет себя посланником от имени Христа. Греческое слово, которое он использует, является прямым аналогом латинскому термину «легат». Значение его следующее. Все римские провинции делились на две группы. Первые — это те области, в которых царил мир. Такими провинциями управлял сенат. Вторые — это те регионы, где было неспокойно. Там регулярно случались бунты и волнения. В таких провинциях стояли римские войска и находились они в непосредственном ведении императора. Представитель императора в проблемной провинции носил титул легата. Он был облечён самыми широкими полномочиями и олицетворял имперскую власть. Легаты выполняли ещё одну важную функцию. Если принималось решение присоединить какую-то территорию к Римской империи, сенат отправлял туда десять посланников, которые также обладали статусом легатов. Они вели переговоры с местными властями, договаривались об условиях мира, определяли границы новой провинции, разрабатывали законы, которые в основе имели римскую конституцию и вместе с тем подходили для данного региона. Вот именно с таким посланником и отождествляет себя апостол Павел. Однако он представитель не императора, но самого Бога. Господь дал ему полномочия трудиться ради укрепления Церкви и доносить до людей законы Царства Божия, исполняя которые они будут являться полноценными гражданами духовного государства.
От имени Небесного Царя Павел обращается к людям со словами «Примиритесь с Богом». Это весьма примечательно. Не Бог примиряется с людьми, а люди должны сделать первый шаг к Богу. Со Своей стороны Господь уже предпринял все необходимые действия для того, чтобы устранить препятствия к миру. В отличие от земных правителей, которые нередко во время предвыборной кампании привлекают сторонников различными пиар-трюками, а потом зачастую не исполняют обещания, Бог не говорил впустую, но совершил реальное действие, которое является самым сильным свидетельством Его слов, — Он стал человеком и умер за всякого из нас на кресте. И теперь, если кто-то захочет стать гражданином его Церкви, должен уверовать во Христа, принять крещение и изменить свою жизнь, то есть стать исполнителем Евангелия на ежедневной основе. Подобно тому, как жители того или иного региона, имеют схожие черты, по которым их можно узнать, участники Царства Божия также будут выделяться среди окружающих. Речь идёт не о внешней атрибутике. Павел говорит, что каждый истинно верующий перестанет быть плотским человеком и станет новым творением. Так он намекает на то, что в сердце верного последователя Спасителя будет действовать Дух Святой. Он преобразит чувства, мысли, слова и поступки человека. Преобразит ровно в ту меру, в какую мы стараемся исполнить в своей жизни Евангелие Христово. Ровно в ту меру, в какую мы стремимся жить таинственной жизнью Церкви. Ровно в ту меру, в какую мы храним себя в чистоте и непорочности и в каждый момент своей жизни ищем, как нам исполнить не свою волю, но волю нашего Небесного Отца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 126 зач., II, 6-9.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что такое духовная мудрость и как её приобрести? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
6 Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
8 которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
Мудрость, о которой говорит апостол Павел, не имеет ничего общего с тем, что мы привыкли называть интеллектом. Мудрость с христианской точки зрения — это не образованность, не эрудиция, не широкий кругозор, это не способность хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать. С другой стороны, это и не житейская смекалка, и не практический опыт жизни. Поэтому и говорит апостол, что Евангелие предлагает «мудрость не века сего и не властей века сего преходящих». То есть это не те виды знания, которые помогают человеку пробиться вперёд, оказаться, скажем так, наверху пищевой цепочки, занять достойное место в социуме.
Мудрость, которую проповедует Павел, а вместе с ним и вся христианская традиция, — это Божественная премудрость. Для большинства людей она остаётся тайной и сокровенной. То есть скрытой. И это несмотря на то, что от самого создания мира, то есть по изначальному замыслу Бога, она предназначается для каждого человека. Каждый из нас должен её получить. О какой же мудрости идёт речь? Речь идёт о той благодати и полноте богообщения, которую мы получаем через веру в Иисуса Христа. Поэтому и говорит Павел, «если бы познали эту мудрость, то не распяли бы Господа славы». Поэтому и в христианской традиции Спаситель нередко называется Софией, что в переводе и означает Премудрость.
Чтобы ощутить в себе действие этой мудрости, недостаточно просто принять Крещение. Это всего лишь первый шаг. После него необходимо приучать себя к церковной жизни. Это целый комплекс практик, который каждый уверовавший призван внедрять в свою жизнь. С одной стороны, это жизнь богослужебная. То есть регулярное участие в таинствах Церкви. Но это ещё не всё. Также это стремление во всех своих делах искать волю Божию и служить ради Христа окружающим нас людям. В домашнем быту, на работе, на улице, одним словом, везде, во всякой повседневной, обыденной ситуации. И, наконец, это та работа, которую отцы Церкви называют душевным деланием. Это усердная работа над собственным внутренним миром.
Большое внимание этой практике уделяла монашеская традиция. Но это не означает, что подобная работа только для монахов. Монахи лишь описали этот путь. Но он жизненно необходим для всякого человека. Всякий должен нащупать в своей душе тот орган, который Писание называет «сердце». Это центр наших внутренних переживаний. Всякий должен приучить себя внимательно наблюдать за тем, какие мысли проникают в этот центр, какие чувства они рождают, какие под их влиянием мы совершаем поступки и произносим слова. Всякий должен научиться держать этот центр в чистоте от интеллектуального и эмоционального мусора, и вообще от любого постороннего шума. Всякий должен воспитывать в себе навык допускать в это средоточие лишь слова молитвы к Богу. Наконец, всякому следует уметь услышать тот ответ, который звучит в этой внутренней тишине.
Формирование этих навыков не вопрос внешнего благочестия. Это вопрос элементарной духовной гигиены. А для многих из нас вопрос качества жизни. Не приучим себя к этому, нас будет мотать из стороны в сторону вплоть до того, что в какой-то момент наше существование станет невыносимым. Приучим — и тогда не только найдём опору в Боге, но и на опыте познаем смысл слов апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Сербский о молитве». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе главы «О молитве и посте» из книги святителя Николая Сербского «Ты нужен Богу» размышляли о значении и смыслах молитвы и поста в жизни христианина.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Радость передвижения для Лёши

В этом месяце четырёхлетний Лёша из Санкт-Петербурга сделает важный шаг — отправится в детский сад, чтобы учиться общению, играть и познавать мир. И это действительно большое событие для мальчика и его семьи. У Лёши детский церебральный паралич, который всё время чинит препятствия на пути его развития. Тем не менее мальчик старательно учится новому и каждое его достижение — огромная радость для родителей.
Лёша — энергичный и увлечённый ребёнок. Тянется к музыке, с интересом листает книги и фотоальбомы, вместе с папой печатает на клавиатуре, помогает маме запускать стиральную машину и поливать домашние цветы. Но пока он не может быть настолько подвижным и самостоятельным, насколько бы ему хотелось. Лёше сложно сидеть без опоры и ходить. Чтобы гулять, дружить, играть и быть включённым в повседневную жизнь, ему необходима активная коляска. Такая техника не только подарит мальчику радость свободного передвижения, но и будет поддерживать правильное положение тела, снизит нагрузку на позвоночник и позволит избежать различных осложнений.
Собрать средства на активную коляску родителям Лёши помогает московский фонд «Игра». Он уже нашёл большую часть суммы, однако необходимо закрыть остаток. Если вы тоже хотите поддержать мальчика на пути к самостоятельности, переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов